• Основной производитель:    Китай      

  • Имя:   "Тип 89"
    Тип:   122-мм реактивная система залпового огня
    Год принятия на вооружение:   1989
                                                                                                              Описание:

Разработка 122-мм реактивной системы залпового огня началась в КНР после советско-китайского вооруженного конфликта на острове Даманский. Боевое использование советскими войсками РСЗО БМ-21 "Град" во время этого конфликта произвело сильное впечатление на командование Народно-освободительной армии Китая (НОАК).

В 1979 году во время китайско-вьетнамского пограничного кофликта несколько систем БМ-21 были захвачены китайскими войсками, они послужили основой при создании первой китайской 122-мм РСЗО - "Тип-81", которая вышла на испытания в 1980г. В 1983г. эта система была запущена в серийное производство и начались ее поставки в дивизионы реактивной артиллерии НОАК. За годы службы система неоднократно модернизировалась с целью повышения боевой эффективности, дальности и точности стрельбы. В результате дальность стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами (НУРС) была увеличена с 20км до 40км, значительно расширена номенклатура используемых боевых частей, внедрена автоматизированная система управления огнем и заряжания боевой машины.

Более поздними вариантами 122-мм РСЗО являются варианты размещения этой системы на бронированном гусеничном шасси "Тип-321" (получивший обозначение "Тип 89") и на шасси грузового автомобиля повышенной проходимости "Tiema" SC2030 ("Тип-90"). "Тип-90" выпускается с середины 1990-х годов, имеет современную улучшенную автоматизированную систему управления огнем, комплектуется радаром "Тип-704" и активно предлагается разработчиками на международном рынке вооружений.

Стрельба ведется 122-мм неуправляемыми реактивными снарядами, стабилизируемыми в полете раскрывающимися четырех-лопастными стабилизаторами (см. фото). В качестве основной головной части реактивных снарядов рассматривается осколочно-фугасная боевая часть, однако также имеется головная часть с усиленным осколочным действием (содержит 4100 стальных шариков), а также кассетная головная часть. Кассетная БЧ может быть снаряжена 39, 44 или 74 осколочно-кумулятивными боевыми элементами, 6 противотанковыми или 128 противопехотными минами. Имеется также зажигательная головная часть с 6000 зажигательными элементами, разбрасываемыми в радиусе до 30м.

Система управления огнем позволяет вести одиночную и залповую стрельбу. Продолжительность залпа составляет 20 секунд.

Заряжание пусковой установки производится с помощью специального устройства, смонтированного в передней части гусеничного шасси. Оно представляет собой стеллаж, на котором расположены 40 реактивных снарядов. Перед заряжанием пакет направляющих и стеллаж со снарядами переводятся в положение для заряжания, после чего все 40 снарядов с помощью гидропривода вдвигаются в направляющие. Таким образом продолжительность заряжания пусковой установки сокращается до двух минут. Возможно также заряжание пусковой установки вручную с помощью транспортно-заряжающеи машины.

Пусковая установка РСЗО "Тип 89" разработана на базе унифицированного гусеничного шасси "Тип-321". Как и у базовой машины, отделение управления находится в передней части корпуса у левого борта. Справа от него размещено моторно-трансмиссионное отделение. На броневой плите, закрывающей сверху оба отделения, смонтировано устройство для механизированного перезаряжания пусковой установки. Артиллерийская часть, как и у большинства пусковых установок РСЗО, расположена в кормовой части корпуса на крыше броневой рубки, в которой находится аппаратура системы управления огнем. На марше в этой рубке располагается также расчет РСЗО — четыре человека.

Бронированный корпус пусковой установки сварен из катаных броневых листов толщиной 10мм и защищает расчет от пуль стрелкового оружия и осколков аргиллерийских снарядов и мин. Артиллерийская часть смонтирована на поворотном основании и представляет собой пакет из 40 трубчатых направляющих (четыре ряда направляющих по 10 труб в каждом). Смонтированные на поворотном основании подъемный и поворотный механизмы позволяют наводить артиллерийскую часть в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +55°. Угол горизонтального обстрела составляет 168°. Механизмы наведения снабжены силовыми приводами, однако наведение можно выполнять и вручную.

Двенадцатицилиндровый дизельный двигатель 12150L установленный в моторно-трансмиссионном отделении, развивает максимальную мощность 520 л.с. В гусеничной ходовой части с каждого борта установлено по шесть опорных и по три поддерживающих катка. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. Ведущие колеса расположены впереди. Максимальная скорость, которую развивает самоходная пусковая установка на шоссе, равна 55 км/час. На пересеченной местности она преодолевает подъемы крутизной до 30°, стены высотой 0.7м и рвы шириной 2.7м.

Пусковая установка оборудована радиостанцией, танковым переговорным устройством, средствами пожаротушения и инфракрасным прибором ночного видения.

                                                                                                    Модификации:

-

                                                                                                 Характеристика:

Калибр, мм 130
Калибр, мм 122
Масса НУРС, кг 58-68
Количество направляющих 40
Расчет, чел. 5
Масса пусковой установки в боевом положении, т 29.9
Габариты пусковой установки в походном положении, м 7.180 x 3.150 x 3.180
Продолжительность залпа полным боекомплектом, с 20
Время перезаряжания, мин 3
Мощность двигателя, л. с. 520
Максимальная скорость движения, км/час 55
Запас хода, км 450