MILITARY INFORMANT
Военная доктрина является военным и, в особенности, тактическим мировоззрением; доктрина создаёт убеждения, в которых - душа всякого действия.
 
 Военный Информатор.  Основы военной доктрины
 
  J-8II Block 02 «Finback-B» Многоцелевой истребитель
Основной производитель:    Китай      
Имя:   J-8II Block 02 «Finback-B»
Тип:    Многоцелевой истребитель
Год принятия на вооружение:   1994

Описание:

J-II Block 02 - многоцелевой истребитель, разработанный, китайской фирмой Shenyang Aircraft Industry Co. (SAC). В ВВС Китая самолет носит обозначение J-8B Block-02. Работы по созданию самолета были начаты в конце 80-х годов. J-8B Block-02 представляет модернизированную версию самолета J-8 II (J-8B). Стандартную БРЛС Type 208 заменили на новую РЛС KLJ-1, созданную при помощи российских специалистов. Новая БРЛС позволяет использовать новые китайские УР класса "воздух-воздух" PL-8 и PL-11.

Так же на самолет установили новый комплект авионики, включающий бортовой компьютер, системы навигации и коммуникации. В кабине самолета установлен индикатор на лобовом стекле (ИЛС) китайского производства. В состав БРЭО самолета так же включена аппаратура постановки активных помех и система оповещения об облучении самолета РЛС противника. J-8B Block-02 был создан как промежуточный вариант между самолетами J-8 II и J-8 IIM. Первые самолеты модернизированные по стандарту Block-02 поступили на вооружение ВВС Китая в 1994 году.

Создание и совершенствование самолета J-8II является, пожалуй, наиболее крупной и успешной программой Китая в области боевых самолетов. Первоначально разработанный как истребитель-перехватчик, предназначенный для решения задач ПВО страны, самолет J-8II (F-8II) постепенно трансформировался в многоцелевой истребитель по ряду параметров приближающийся к российским и американским модернизированным истребителям четвертого поколения. В то же время аэродинамика, конструкция планера и ряд бортовых систем этой машины соответствуют уровню 1960-х годов, т.е. самолетам второго и третьего поколений. В целом J-8IIM достаточно полно характеризует современный уровень самолетостроения КНР, сочетающий советскую технологию 1960-х с «привитыми» к ней элементами современной западной и российской авионики и авиационного вооружения.

J-8II - глубокая модернизация истребителя-перехватчика J-8, особенности компоновки которого не позволяли установить в носовой части фюзеляжа более мощную БРЛС с крупногабаритной антенной. После создания в Китае авиационной радиолокационной станции нового поколения, по своим возможностям и габаритам близкой советской БРЛС «Орел», возникла необходимость в коренной перекомпоновке носовой части истребителя.

Формирование облика нового самолета началось в апреле 1981 года, а в 1982 году в НИИ авиационной техники в Шеньяне под руководством главного конструктора Гу Сонгфена приступили к рабочему проектированию истребителя J-8II, имеющего, в отличие от J-8, боковые воздухозаборники и усовершенствованный ТРДФ WP13A с увеличенной тягой. Изменениям подверглось 70% конструкции исходного самолета J-8. Первый полет новой машины состоялся 12 июня 1984 года, ее пилотировал летчик Кю Хуерен. К концу 1993 г. на заводе в Шеньяне было выпущено 24 самолета J-8II. Для ВМС КНР разрабатывается вариант истребителя J-8II, оснащенный топливоприемником системы дозаправки в воздухе.

Однако технический уровень самолета J-8II, в целом соответствующий уровню советского истребителя Су-15 начала 1960-х годов, уже не устраивал ВВС Китая. Чтобы сократить технологический разрыв с ведущими авиационными державами (главным образом, в области бортового радиоэлектронного оборудования), правительство КНР в августе 1987 года заключило договор с США о создании усовершенствованного варианта самолета J-8II с американским БРЭО. Предполагалась установка РЛС Вестингауз AGP-66 (используемой на F-16A) в сочетании с новой системой управления огнем, ИНС Литтон LN-39 и т.д. В марте 1989 года на авиабазу ВВС США Эдварде прибыло два истребителя J-8II, на которых начались работы по установке американского БРЭО. В общей сложности, при технической помощи США планировалось доработать 50 самолетов. В 1990 г. планировалось начать в США летные испытания первого самолета, получившего название «Пис Перл», а к 1995 г. завершить работы по переоборудованию всех 50 истребителей. Однако летом 1989 года, после разгона китайскими властями студенческой демонстрации в Пекине, реализация программы была остановлена американской стороной по политическим причинам (все военно-технические американо-китайские контакты были полностью свернуты в 1990 году). Но попытка США «наказать» Китай за «нарушение прав человека» не удалась. Правительство КНР стало прорабатывать варианты с израильскими фирмами, а затем переориентировалось на техническое сотрудничество в модернизации истребителя J-8II на Россию, восстановившую к тому времени дружественные отношения с восточным соседом.

После закрытия программы разработки израильского истребителя IAI «Лави» появились сообщения о работах по адаптации РЛС ELTA EI/M-2034, созданной для этого самолета, к истребителю J-8II. Кроме того, модернизированный вариант самолета J-8-II намечалось оснастить ИЛС, двумя монохромными экранными индикаторами на ЭЛТ и автоматической системой посадки, также разработанными в Израиле.

В 1995 году был построен, а 19 апреля 1996 года совершил первый полет истребитель J-8IIM, ставший первым китайским современным многоцелевым боевым самолетом. Его основными задачами являются всепогодный перехват воздушных целей, ведение борьбы за завоевание господства в воздухе, эскортирование ударных самолетов, воздушное патрулирование, атака наземных и надводных целей.

Основным отличием новой машины от самолета J-8II стала многофункциональная импульсно-доплеровская радиолокационная станция «Жук-8II», разработанная российским объединением «Фазотрон» и относящаяся к станциям семейства «Жук», предназначенным для установки на модернизированных самолетах МиГ-29, Су-27, а также корабельном истребителе Як-41М. По своим возможностям станция «Жук-8II» несколько уступает БРЛС «Жук-27», которую предполагается, в частности, устанавливать на модернизированных самолетах Су-27 китайских ВВС. При этом обе станции имеют значительную техническую общность, что должно облегчить и удешевить эксплуатацию парка «тяжелых» китайских истребителей.

Значительно расширено вооружение нового истребителя, в состав которого вошли современные УР класса «воздух- воздух» средней и малой дальности, противокорабельные управляемые ракеты, обеспечивающие поражение морских целей вплоть до кораблей класса «эскадренный миноносец», свободнопадающие бомбы и НАР. Помимо ракет советского производства Р-27Р (НПО «Вымпел»), для использования на самолете J-8IIM в Китае при технической помощи итальянской фирмы Аления создана УР с радиолокационным полуактивным самонаведением LY-60(N), в которой использованы элементы УР Аления «Аспид» (ими вооружены самолеты F-104S, «Торнадо» и EF2000 ВВС Италии). В свою очередь, ракета «Аспид» разработана на базе американской УР AIM-7E «Спэрроу». Ведутся работы по созданию варианта ракеты LY-60 с активным радиолокационным самонаведением. Следует отметить, что работы по созданию УР средней дальности с радиолокационным наведением начались в Китае практически одновременно с разработкой перехватчика J-8, однако боеспособный образец подобной ракеты появился в Китае лишь во второй половине 1990-х годов.

Для самолета J-8IIM, а также других перспективных истребителей государственной фирмой LOEC разработан нашлемный визир-целеуказатель, успешно прошедший испытания. Его использование совместно с новыми УР класса «воздух-воздух», имеющими увеличенную зону захвата ТГС, должно существенно расширить возможности самолета J-8IIM в ближнем воздушном бою.

Маневренные и разгонные характеристики истребителя несколько увеличены за счет установки более мощных двигателей WP13B, а также маневренных предкрылков.

Самолет J-8IIM предназначен как для вооруженных сил Китая, так и для экспортных поставок. Впрочем, «коммерческий» успех этой относительно тяжелой и дорогостоящей машины на внешнем рынке, при наличии таких мощных конкурентов, как МиГ-29, Су-27, F-15 или F/A-18, представляется весьма проблематичным. Единственной страной, которая реально может рассматриваться в качестве потенциального покупателя F-8IIM, является Иран, ограниченный в выборе партнеров по военно-техническому сотрудничеству из-за негативного отношения руководства США к политическому режиму, существующему в этом государстве. Перспективы закупки самолетов для ВВС и ВМС Китая, а также доработки ранее выпущенных истребителей F-81I в вариант F- 8IIM выглядят несколько более оптимистично. Самолет, оснащенный современной электроникой и вооружением, может хорошо дополнить более мощный Су-27 при решении задач ПВО страны. а также при действиях по наземным и надводным целям с использованием высокоточного оружия. Как бы то ни было, самолет J-8IIM является отличным «опытным стендом» для отработки китайской авиационной промышленностью современного радиоэлектронного оборудования и авиационного вооружения.


Модификации:

    • J-8II
    • J-8IIM
    • J-8IID
    • J-8IIS
    •J-8II Block 02
    •J-8B Block-02


Технические характеристики:

    Экипаж, чел 1
    Размах крыла, м 9.344
    Длина, м 21.59
    Высота, м 5.41
    Площадь крыла, м2 42.20
    Масса, кг
    пустого 9830
    нормальная взлетная 14300
    Тип двигателя 2 ТРД Liyang (LMC) Wopen-13 А II (Р-13-300)
    Тяга , кН
    нефорсированная 2 х 42.66
    форсированная 2 х 65.90
    Топливо во внутренних баках, л 5400
    в ПТБ 3 ПТБ
    Максимальная скорость, км/ч 2300
    Перегоночная дальность, км 2200
    Боевой радиус действия, км 800
    Максимальная скороподъемность, м/мин 12000
    Практический потолок, м 19000
    Макс. эксплуатационная перегрузка 8


Вооружение:

    23-мм двухствольная пушка Type 23-3 (ГШ-23Л) с 200 патронами
    Боевая нагрузка - 4500 кг на 7 узлах подвески
    УР воздух-воздух PL-5, PL-8 и PL-11
    2x 500-,250- кг бомбы или ПУ Qimgan 12 х 55 мм или 7х90-мм НУР









  
 
  Информация о авторских правах
Вся информация предоставляется в информационных целях. Если Вы считаете, что мы нарушаем Ваши авторские права, то информация будет снята с сайта после Вашего письменного уведомления.
  
Hosted by uCoz