Описание:
JAS-39 "Грипен"' разрабатывался шведской фирмой "Сааб-Скания" в сотрудничестве с "Вольво флюгмотор", "Эрикон" и FFV. Первый опытный образец в феврале 1989 года потерпел катастрофу в испытательном полете по причине несовершенства автоматизированной системы управления на малых скоростях. Испытания второго опытного образца начались в мае 1990 года.
Самолет предназначен для перехвата воздушных целей, ведения воздушного боя, выполнения ударных и разведывательных задач
Экипаж самолета - один человек. Конструктивно он выполнен по схеме "утка", имеет относительно небольшие вес и габаритные размеры по сравнению с истребителем "Вигген". Приблизительно 30 процентов элементов конструкции самолета изготовлено из композиционных материалов. Силовая установка состоит из одного двухконтурного турбореактивного двигателя RM12 (производство шведской фирмы "Вольво флгогмотор" при содействии американской фирмы "Дженерал Электрик"), представляющего собой модернизированный вариант двигателя F404-400, развивает тягу 8000 кгс. Максимальная скорость на большой высоте около 2000 км/ч. Максимальная взлетная масса - 8000 кг.
Самолет оснащен комплексной автоматизированной системой управления.
Истребителем JAS-39 "Грипен" и создаваемыми на его базе модификациями планируется заменить состоящие на вооружении ВВС Швеции самолеты J-35 "Дракен" и JA-37 "Вигген". До 2000 года планируется построить 140 самолетов, в том числе 26 в двухместном варианте.
JAS-39 "Грипен" приобрела Чехия для своих ВВС