Описание:
Принятая Японией в 1947 г. конституция провозгласила отказ от войны "как суверенного права нации" и запретила стране иметь собственные вооруженные силы. Однако в 1954 г. был принят закон об учреждении управления национальной обороны и началось создание "сил самообороны", в том числе военно-воздушных. До настоящего времени ВВС и армейская авиация послевоенной Японии комплектуются в основном летательными аппаратами американской разработки (хотя и производимыми по лицензии в Японии). В то же время в конце 1960-х годов было принято решение развивать и собственную научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную базу для разработки оригинальных образцов военной авиационной техники. 20 июля 1971 г. состоялся первый полет опытного двухместного учебно-тренировочного самолета Мицубиси Т-2 - первого японского сверхзвукового самолета. Параллельно c учебно-боевым самолетом T-2 создавался и одноместный вариант истребителя-бомбардировщика FS-T2kai. Первые опытные образцы, а их было два, переделали из второго и третьего опытных Т-2. Летные испытания начались 3 июня 1975 г. Внешне FS-T2kai отличался от "старшего брата" одноместной кабиной и обтекателем антенны системы предупреждения об РЛ-облучении, установленным в законцовке киля. Испытания и доводка самолета заняли почти два года, и только в июне 1977-го построили первый серийный истребитель, получивший обозначение F-1
Первоначально предполагалось построить 59 Т-2 (29 учебно-тренировочных и 30 учебно-боевых) и 68 F-1. Но как известно, аппетит приходит во время еды. На конец 1992-го, когда серийное производство обеих машин уже завершилось, в строю находилось 88 "спарок" и 75 боевых самолетов. Истребителями-бомбардировщиками F-1 укомплектовано три тактических авиаэскадрильи: 3-я и 8-я из состава 3-го истребительного авиакрыла (авиабаза Мисава) и 6-я из состава 8-го истребительного авиакрыла (авиабаза Цуйки). Т-2 несут службу в составе учебных и учебно-боевых авиаэскадрилий, а также изображают самолеты противника в соответствующей эскадрилье центрального подчинения и продолжают использоваться в испытательном авиакрыле. С апреля 1982-го Мицубиси приступила к разработке экспериментального самолета по программе исследования способов непосредственного управления подъемной и боковой силами на базе двухместного T-2 (программа CCV). Модернизация включала оснащение машины электродистанционной системой управления и дополнительными аэродинамическими поверхностями. Испытания начались в 1983-м. В ходе исследований получили ценные данные, использованные впоследствии при разработке нового истребителя по программе FS-X. По планам военного руководства Японии F-1 остается на вооружении до 1999-2001 гг., но с учетом медленного хода работ по FS-X вполне возможно, что этот срок будет продлен.
Конструктивно F-1 представляет собой высокоплан с трапециевидным крылом (стреловидность по передней кромке 42°) с небольшим наплывом по передней кромке. Крыло установлено с отрицательным углом поперечного V, равным 9°. Передняя кромка имеет геометрический уступ. Взлетно-посадочная механизация состоит из закрылков, расположенных по всему размаху, и предкрылков. На верхней поверхности крыла установлены двухсекционные интерцепторы, служащие для управления по крену. Профиль крыла - модернизированный NACA 64.
Фюзеляж - типа полумонокок, выполнен в основном из алюминиевых сплавов. Его конфигурация спроектирована с учетом правила площадей. Фонари кабин - секционированные, открываются "вверх-назад". В нижней части фюзеляжа, сразу за нишами основных стоек шасси, установлены два тормозных щитка, отклоняющихся на угол 50°. В хвостовой части установлен цельноповоротный стабилизатор, приводимый в движение гидроприводом. Для уменьшения длины пробега используется тормозной парашют диаметром 5,4 м. Кроме того, все машины оборудованы тормозным гаком. Технологически фюзеляж делится на четыре секции: носовую, центральную, кормовую и хвостовую. Две первые части строила фирма Мицубиси, остальные - Фуджи.
Шасси - трехопорное, все стойки одноколесные. Главные стойки убираются вперед с поворотом на 90°, передняя - по полету. Основные колеса снабжены гидравлическими тормозами с антиблокировочными устройствами. Носовое колесо при рулежке поворачивается на угол ±36°. Поскольку командование "сил самообороны" не планировало эксплуатацию самолетов с грунтовых аэродромов, на Т-2 и F-1 установлены пневматики высокого давления. Кстати, здесь Мицубиси успешно использовала опыт лицензионного производства американских машин, применив пневматики от F-104.
Топливная система включает семь фюзеляжных баков, шесть из которых установлены между каналами воздухозаборников от кабины до двигателей, а седьмой - над силовой установкой. Общая емкость внутренних баков - 3823 л. Кроме того, на на внешние подкрыльевые пилоны может подвешиваться два дополнительных бака емкостью 833 л. Заправка самолета централизованная под давлением, заправочный узел расположен на боковой поверхности фюзеляжа перед нишей основной стойки шасси.
Силовая установка - два ТРДДФ R.B.172/Т.260-50 "Адур" совместной англо-французской разработки фирм Роллс Ройс и Турбомека. Двигатели имеют тягу на максимальном режиме 1730 кг, на форсажном - 3207 кг.
Оба варианта самолета оснащены встроенной шестиствольной пушкой M61A-1 "Вулкан" калибра 20 мм и УР "Сайдуиндер" или ААМ-1/ААМ-2 класса "воздух-воздух" на торцевых крыльевых узлах подвески, а также разнообразным вооружением, размещаемым на пяти узлах наружной подвески (один подфюзеляжный и четыре подкрыльевых). Тактический истребитель F-1 вооружается двумя-четырьмя ПКР ASM-1 или 8-12 бомбами калибра 500 фунтов, 4 ПУ PL-4 с четырьмя НАР калибра 127 мм или 4 ПУ PL-7 с семью НАР калибра 70 мм.
В состав бортового оборудования F-1 входят бортовая РЛС, сопряженная с системой управления оружием, инерциальная навигационная система, радиовысотомер, вычислитель воздушных данных, приемник системы обнаружения и фотокамера. В целом же первого сверхзвукового "японца" нельзя считать чисто национальным детищем, так как только 56,5% его узлов и компонентов разработаны в Стране восходящего солнца, 41,8% выпускались по лицензии, а 1,7% импортировались. Но для Японии это был самолет престижа, доказавший, что национальная авиапромышленность способна в достаточно короткие сроки разрабатывать и производить современную технику. Причем с небольшими финансовыми затратами: стоимость серийного Т-2 составляла примерно 5 млн. долл. США (гораздо дешевле, чем аналогичных американских машин).