Описание:
В начале 1980-х годов США, стремясь не нарушать баланса сил в Юго-Восточной Азии, отказались продать Тайваню истребители Дженерал Дайнэмикс F-16 или Нортроп F-20. В этих условиях в мае 1982г. государственному авиационному опытно-конструкторскому и производственному центру AIDC (Aero Industry Development Center), образованному в 1969г. на основе ранее существовавшего бюро авиационной промышленности BAI, было поручено разработать собственный проект легкого сверхзвукового истребителя завоевания превосходства в воздухе по программе IDF (Indigenous Defensive Fighter). Новый истребитель должен обладать также способностью действовать по надводным целям и предназначается для замены в ВВС Тайваня устаревших самолетов Локхид F/TF-104G и Нортроп F-5E/F. Центр AIDC обладал к этому времени опытом освоения и лицензионного производства начиная с 1974г. 286 американских истребителей F-5E/F. Но решающее значение для успешного проектирования имело значительное техническое содействие, оказанное американскими фирмами Дженерал Дайнэмикс (передавшей спецификации и чертежи самолета F-16 на сумму 40-50 млн долл.), Гарретт (двигатель которой использован в силовой установке самолета), Дженерал Электрик и Вестингауз (РЛС), Лир Астроникс (система управления полетом) и другими. Таким образом, "Цзин Го" (это название самолет получил в 1988г. в честь бывшего президента Тайваня), хотя и является формально первым истребителем, спроектированным и построенным на Тайване, на самом деле представляет собой комбинацию заимствованных за рубежом технических решений.
По конфигурации он аналогичен американскому истребителю-бомбардировщику F/A-18. Было построено четыре опытных летных образца "Цзин Го" (из них один двухместный), первый из которых впервые поднялся в воздух 28 мая 1989г. Несмотря на потерю второго опытного самолета в катастрофе 12 июля 1991г. разработка была продолжена и в марте 1992г. ВВС Тайваня для войсковых испытаний был передан первый предсерийный истребитель, постройка которого велась с 1990г. Поставка серийных машин, получивших обозначение F-CK-1A, должна начаться в январе 1994г. По первоначальным планам предполагалось построить до 1997г. 256 серийных самолетов (включая 40-50 двухместных учебно-боевых F-CK-1B), которые должны были стать основой парка ВВС Тайваня, однако в связи с полученным в 1992г. согласием США и Франции продать Тайваню соответственно 150 истребителей F-16 и 60 истребителей Мираж 2000-5 эти планы могут быть пересмотрены в сторону уменьшения. В 1985г. стоимость исследований и производства 256 самолетов "Цзин Го" оценивалась в 1 млрд долл., в 1991г. - в 10 млрд долл. США.
Одноместный двухдвигательный самолет "Цзин Го" выполнен по нормальной балансировочной схеме с трапециевидным среднерасположенным крылом, плавно сопряженным с фюзеляжем. Крыло умеренной стреловидности имеет большие корневые наплывы, обеспечивающие благоприятное вихревое обтекание крыла на больших углах атаки. Почти всю заднюю кромку крыла занимают флапероны, носки крыла отклоняемые. Фюзеляж выполнен в соответствии с трансзвуковым правилом площадей. Вертикальное оперение однокилевое, стабилизатор дифференциальный цельноповоротный. Конструкция изготовлена в основном из металлических сплавов, из композитов выполнен только стабилизатор, в дальнейшем объем применения КМ планируется увеличить. Расчетный ресурс планера 8 000 ч. Шасси трехопорное с убирающимися в фюзеляж одноколесными стойками.
Силовая установка. Два двигателя TFE1042-70, управляемые с помощью цифровой электронной системы с полной ответственностью, установлены в хвостовой части фюзеляжа. В дальнейшем возможна установка двигателей повышенной тяги. Воздухозаборники двигателей имеют эллиптическое сечение с развалом больших осей эллипсов, снабжены отсекателями пограничного слоя и расположены под корневыми наплывами крыла.
Общесамолетные системы. На самолете установлена цифровая электродистанционная система управления полетом фирмы Лир Астроникс с боковой ручкой управления. Кабина летчика герметическая с системой кондиционирования. Фонарь кабины выступающий бескаркасный, откидывается назад-вверх (на двухместном варианте - влево). Катапультируемое кресло Мартин-Бейкер Mkl2 обеспечивает аварийное покидание самолета летчиком в полете и на стоянке.
Целевое оборудование. Многорежимная импульсно-доплеровская РЛС GD-53 представляет собой вариант РЛС Дженерал Электрик AN/APG-67 с включением некоторых элементов РЛС Вестингауз AN/APG-66. РЛС GD-53 имеет максимальную дальность действия 150 км, способна обнаруживать воздушные (в свободном пространстве и на фоне подстилающей поверхности) и надводные цели. Установлена ИНС Ханиуэлл Н423. Приборное оборудование включает два многофункциональных экранных индикатора и ИЛС фирмы Бендикс Кинг. Имеются цифровая шина данных и ЭВМ обработки данных.
Вооружение включает одну встроенную пушку М61А "Вулкан" калибром 30 мм по левому борту фюзеляжа под корневым наплывом крыла. На внешних узлах самолет может нести до четырех УР класса воздух-воздух малой дальности TC-1 Tien Chien I ("Скай Суорд" I) с ИК ГСН и две средней дальности TC-2 Tien Chien II ("Скай Суорд" II) с радиолокационной ГСН (в разных комбинациях) или до трех противокорабельных УР "Шюн Фен", а также УР класса воздух-поверхность "Мейврик", бомбы и блоки НАР.