Основной производитель: Китай
Имя: Type 77 WZ-511-1/2
Тип: Гусеничный бронетранспортер
Год принятия на вооружение: 1975
|
|
В начале 1970-х годов в Китае на базе отечественного легкого плавающего танка «Тип 63» был создан гусеничный плавающий бронетранспортер «Тип 77» (заводской индекс WZ-511), принятый на вооружение морской пехоты НОАК. При создании этой машины китайцы максимально использовали уже отработанные элементы серийного танка. Главным отличием от БТР «Тип 66» (БТР-50П) является то, что новый бронетранспортер создавался исключительно на базе ходовой части плавающего танка «Тип 63» (WZ-211-I), а также перенял от него водоизмещающий корпус и двигательную установку (большинство источников называют «Тип 77» копией БТР-50П, хотя это совершенно не так). С середины 1970-х годов «Тип 77» (WZ-511) стал основным средством доставки морской пехоты НОАК с десантных кораблей на место высадки, поддержки ее огнем, транспортировки вооружения и необходимых военных грузов для снабжения захваченных плацдармов.
Корпус БТР «Тип 77» сварной, из катаных стальных броневых листов, почти полностью позаимствован у танка «Тип 63», за исключением носовой и средней части. Она была переоборудована таким же образом, как на БТР «Тип 66» и имела высокую рубку, которая и являлась десантным отделением. Внутри корпус разделен на 2 отделения – совмещенные отделение управления и десантное спереди и моторно-трансмиссионное – сзади. Бронирование машины обеспечивает защиту экипажа от пуль стрелкового оружия и осколков, толщина лобовых листов составляет 14 мм, бортов, крыши и днища 6...10 мм. Верхняя лобовая деталь корпуса к тому же дополнительно защищается волноотбойным щитком, укладываемым на нее при движении по суше.
Место механика-водителя с органами управления в отличие от БТР «Тип 66» смещено к левому борту, как и на танке, соответственно место командира перенесено вправо. Для наблюдения за дорогой водитель использует три перископа, один из которых может заменяться на водительский ПНВ или прибор с увеличенной перископичностью для движения по воде, когда обзор закрыт волноотбойным щитком. Командирская башенка сделана выступающей из лобового листа рубки и также оборудована смотровыми приборами и люком в крыше. Сверху установлен 12,7-мм пулемет на турели, огонь из которого ведет командир, высунувшись через люк.
Места десанта на 16 человек в виде трех поперечных скамей расположены внутри рубки. Для входа и выхода имеется герметично закрывемая дверь в правом борту. Следует отметить, что БТР «Тип 77» изначально создавался в двух вариантах – с крышей над десантным отделением и без нее. За основу был принят принцип БТР-50 Советской армии, который также имел два основных варианта исполнения: с крышей и без. Модификация с открытой рубкой получила название «Тип 77-I» (WZ-511-1), с закрытой – «Тип 77-II» (WZ-511-2).
Бронетранспортер «Тип 77-I», как и «Тип 66» предназначен для перевозки тяжелого вооружения морской пехоты: буксируемых 76-мм и 85-мм пушек, 122-мм гаубиц, безоткатных орудий или минометов с полным боевым расчетом из 5...8 человек. Кроме того, на нем может перевозиться часть артиллерийского боекомплекта (до 25 122-мм выстрелов к гаубице или до 120 к миномету). Для загрузки орудия или тяжелого миномета на колесном ходу на крыше моторно-трансмиссионного отделения имеются специальные приспособления в виде складных рамп и направляющих балок, а в самом корпусе – лебедка, которая служит для втягивания погружаемого орудия на корпус. При необходимости стрельбу из орудия можно вести прямо с корпуса БТР, при этом рампы выступают в роли сошника.
Бронетранспортер «Тип 77-II» предназначен исключительно для перевозки морской пехоты, хотя на крыше МТО также можно было перевозить груз массой до 2 тонн. В крыше рубки момимо люка командира смонтированы еще два больших прямоугольных люка для десанта.
Во всех модификациях БТР «Тип 77» используется полуавтоматическая система противопожарного оборудования, аналогичная ППО плавающих танков «Тип 60/63». Специальных средств постановки дымовых завес нет, но есть возможность делать завесу путём впрыска топлива в выхлопную систему двигателя.
|
Моторно-трансмиссионное отделение, находящееся в кормовой части корпуса и отделенное от обитаемого помещения водонепроницаемой бронеперегородкой полностью идентично танку «Тип 63». В нем расположен 12-цилиндровый дизельный двигатель водяного охлаждения 12150L2, обслуживающие двигатель системы, топливные баки и два реактивных водомета. Двигатель представляет собой дефорсированный вариант танкового дизеля советского производства В-54, имеет V-образное расположение цилиндров, а его мощность равна 400 л.с. В трансмиссии предусмотрен отбор мощности через редукторы на водометные движители. Выходные отверстия водометов в корме предназначены для движения по воде вперед, а когда они закрываются бронезаслонками, вода выходит через щелевые отверстия в бортах, в этом случае происходит движение задним ходом.
Ходовая часть бронетранспортера «Тип 77» шестикатковая, подвеска индивидуальная торсионная. Первый и последний узлы подвески снабжены гидроамортизаторами. Компоновка ходовой части предусматривает заднее расположение ведущих и переднее направляющих колес.
После принятия на вооружение, бронетранспортеры серии «Тип 77» послужили базой для создания других боевых машин, предназначенных для обеспечения морской пехоты НОАК. БТР «Тип 77-I» с открытым десантным отделением было выпущено небольшое количество, так как позднее появились специальные самоходные плавающие артустановки на их базе, а вот модификация «Тип 77-II» была выпущена в количестве более 700 машин, которые и сейчас являются основным средством доставки морской пехоты. Помимо НОАК, бронетранспортеры «Тип 77» состоят на вооружении армиий некоторых африканских стран.
|