Описание:
В декабре 2000 года министерство обороны Словакии, решили провести модернизацию системы, выбрав для этой цели модульный вариант Германо-Словацкой Фирмы. Отличие модульной установки заключается в том ,что ракеты устанавливаются в специальном контейнере, которые предохраняет их от внешних факторов и облегчает обслуживание. После модернизации Ракетная система будет полностью соответствовать стандартам НАТО.
В конце 60-х оборонной промышленностью ЧССР был разработан собственный вариант советской дивизионной системы залпового огня БМ-21 "Град" - РСЗО RM-70. Эта система выпускалась в ЧССР с 1970 года и в настоящее время состоит на вооружении армий Чехии, Словакии, Польши, Ливии и Зимбабве. РСЗО RM-70 были вооружены и дивизионы реактивной артиллерии Национальной Народной Армии ГДР. После объединения Германии правительство ФРГ передало эти системы Турции и Греции.
В связи с началом производства в ЧССР в 1983 году усовершенствованного четырехосного грузового автомобиля повышенной проходимости "Татра-815" на его базе была разработана новая боевая машина RM-70/85. Внешне она отличается наличием небронированной кабины экипажа.
В последнее время на шасси автомобиля "Татра-815" разработан новый вариант этой РСЗО, получивший обозначение "KRIZAN", и оснащенный 40-ствольным пакетом направляющих от БМ-21 и комплексом средств для дистанционного минирования местности.
Конструктивно РСЗО RM-70 представляют собой комбинацию артиллерийской части БМ-21 с шасси чехословацкого автомобиля повышенной проходимости "Татра-813".
Пусковая установка выполнена по классической схеме с расположением артиллерийской части в корме колесного шасси. В передней части шасси находятся бронированная кабина экипажа и силовая установка с агрегатами трансмиссии. Благодаря относительно большой длине шасси в средней его части удалось разместить оригинальное гидравлическое устройство для перезаряжания пусковой установки.
Артиллерийская часть состоит из пакета трубчатых направляющих (40 стволов), поворотной рамы, механизмов наведения и соответствующего электрооборудования. По своей конструкции она полностью идентична артиллерийской части БМ-21, Стрельба ведется неуправляемыми реактивными снарядами с осколочно-фугасной головной частью М-21ОФ (длина со взрывателем - 2,87 м, вес - 66 кг, дальность стрельбы - 20,5 км). Возможно также применение всех новых боеприпасов, разработанных в последнее время в России для РСЗО БМ-21.
В большинстве выпущенных РСЗО RM-70 в качестве колесного шасси использовано шасси грузового автомобиля "Татра-813". Это шасси имеет V-образный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель "Татра" Т-930-3 мощностью 270 л. с.
Ходовая часть выполнена по колесной формуле 8x8, управляемыми являются колеса двух передних осей. Благодаря использованию шин низкого давления с развитым рисунком протектора и наличию системы централизованного регулирования воздуха в шинах проходимость пусковой установки по пересеченной местности исключительна высока. Она преодолевает подъемы крутизной до 30°, стены высотой 0.6м и рвы шириной 1.5м. Без предварительной подготовки форсирует броды глубиной до 1.4 м. При движении по шоссе пусковая установка развивает максимальную скорость 80 км/час.
Пусковая установка оборудована радиостанцией, средствами пожаротушения и защиты от ОМП. В передней части шасси смонтирован бульдозерный отвал, с помощью которого может быть оборудована огневая позиция или удалены препятствия с дороги. Имеется также лебедка для самовытаскивания пусковой установки.
Существенным отличием RM-70 от прототипа являются ее повышенные огневые возможности: через две минуты после производства первого залпа RM-70 может дать второй залп и покинуть боевую позицию еще до того, как по ней будет нанесен ответный удар противника. Эта возможность обеспечивается гидравлическим устройством для механизированного перезаряжания пусковой установки. Оно представляет собой стеллаж, на котором боезапас, состоящий из 40 реактивных снарядов. С помощью гидравлического привода снаряды могут перемещаться в горизонтальной плоскости в сторону кормы колесного шасси (в эту же сторону направлены и головные части ракет). Для перезаряжания пакет направляющих артиллерийской части поворачивается на 180° и устанавливается с нулевым углом возвышения. Все 40 снарядов, расположенные на стеллаже, одновременно вдвигаются в направляющие, после чего пусковая установка может продолжить стрельбу. Предусмотрено также перезаряжание пусковой установки вручную с помощью транспортно-заряжающей машины.
Стрельба ведется с использованием тех же придельных приспособлений, которые установлены на БМ-21.
В качестве вспомогательного вооружения на крыше бронированной кабины может быть установлен 7.62-мм пулемет, стрельбу из которого можно вести как по наземным, так и по воздушным целям.