Описание:
В середине 1990-х гг. Китай заключил контракт с Пакистаном на поставку этой стране танков "Тип 90-II". Вскоре после этого два образца были доставлены в Пакистан, где они прошли всесторонние испытания, после чего пакистанская сторона пришла к решению о закупке лицензии на их производство с последующей модернизацией. Освоение технологии и серийная постройка танков, получивших собственное имя "Аль-Халид" осуществляется на пакистанском военном предприятии "Heavy Industries Taxila" (HIT).
Основной боевой танк "Аль-Халид" представляет собой усовершенствованный танк "Тип 90-II". Отличия заключаются в следующем: установлен украинский дизельный двигатель 6ТД-2, мощностью 1200 л.с. и динамическая защита лобовой проекции корпуса и башни (китайского производства). Бортовые экраны, закрывающие ходовую часть также имеют измененную форму по сравнению с "90-II". Установив украинский дизель, имеющий одинаковую мощность с западногерманским "Кондором", пакистанцы сохранили удельную мощность и подвижность танка на уровне прототипа. За 10 секунд танк разгоняется до скорости 30 км/ч. В результате этих работ кормовая часть танка приобрела полное сходство с МТО украинских танков Т-80УД/Т-84.
Дополнительными системами танка являются: система защиты от ОМП с ФВУ, система запуска дымовых гранат, быстродействующее противопожарное оборудование, навигационные приборы.
Производство танка "Аль-Халид" началось в ноябре 2000 г. и в настоящее время в Пакистане выпущено около двух десятков таких машин.
Основной боевой танк "Аль-Халид" создается в рамках международного проекта при участии Китая, Украины и Пакистана. По условиям контракта, подписанного в 2002 г., харьковский завод имени Малышева в течение трех лет обязался поставить Пакистану 285 моторно-трансмиссионных отделений для этих машин на сумму около $100 млн.
Контракт на поставки 285 вышеуказанных агрегатов стал второй успешной сделкой Киева и Исламабада после известного контракта, согласно которому завод им. Малышева в 1996-1999 гг. отправил в Пакистан 320 танков Т-80УД на сумму $650 млн. Вероятнее всего, поставки Т-80УД и сыграли решающую роль в выборе Пакистаном Украины в качестве партнера в производстве танка Al Khalid.
Работы над его созданием начались еще в начале 90-х. Ведущую роль в них играли пакистанские и китайские компании. Первые образцы машин были построены на базе китайского танка "90-II". Освоение технологий и серийная сборка осуществлялись на пакистанском военном предприятии Heavy Industries Taxsila. Но реализация проекта была приостановлена во второй половине 90-х гг. в связи с закупкой Исламабадом 320 украинских Т-80УД. Работы над Al Khalid возобновились в августе 2001 г., после того как Пакистан по отдельному контракту получил из Украины 15 моторно-трансмиссионных отделений. Ими и была укомплектована пилотная партия танков Al Khalid, которые приняты на вооружение и сейчас вовсю используются в действующих частях пакистанской армии.
К созданию Al Khalid пытались присоединиться и некоторые европейские фирмы, в том числе британская Perkins. Но они не удовлетворили требований пакистанских военных, и предпочтение было отдано Украине. Трансмиссионная система и уникальный танковый двигатель харьковских конструкторов как нельзя лучше подходят к эксплуатации Al Khalid в условиях пустыни.
Украинские оборонщики не исключают, что в процессе доводки Al Khalid в нем может увеличиться количество украинских комплектующих. Работа с пакистанской стороной, нацеленная на расширение нашего участия в проекте, проводилась с самого начала его реализации. Предлагалось, в частности, оснастить танк отечественным стояночным двигателем, автоматом заряжания, кондиционером и другими узлами. Если стороны действительно договорятся об этом, то боевая машина приблизительно на 40% будет состоять из украинских комплектующих.
По словам директора завода им. Малышева Геннадия Гриценко, сегодня партнеры уже ведут переговоры о модификации трансмиссии, оснащении танка зенитными установками закрытого типа, системами противопожарной защиты, а также комплексом оптико-электронного подавления "Варта". Этот комплекс включает систему предупреждения о лазерном облучении, то есть дает сигнал о наводимых по лазерному лучу средствах поражения, а также системы постановок инфракрасных помех, дымовой и аэрозольной защит.
Работа над новым танком подтвердила, что Исламабад остается одним из наиболее крупных партнеров Киева на рынке вооружений. Уже поговаривают о возможных поставках Al Khalid на экспорт, а также о совместном его производстве с какой-либо другой страной. И то и другое сулит новые заказы нашей стране. Кроме того, неплохие деньги Украина может заработать на сервисном обслуживании боевых машин. Продолжающийся процесс создания полевых ремонтных баз для обслуживания 320 поставленных Т-80УД, а также вероятная возможность участия в модернизации танков Т-59 и Т-69 в Пакистане остаются резервом увеличения товарооборота между двумя странами. Финансовую емкость данных программ пока оценить довольно сложно.
Дальнейшему укреплению сотрудничества Киева и Исламабада в области бронетехники может содействовать и "индийский фактор". На конец 90-х годов соседка Пакистана имела на вооружении своей армии около 3,3 тыс. танков, что без учета 320 украинских Т-80УД превышало пакистанский бронетанковый парк почти на 900 машин. В настоящее время на вооружении пакистанской армии состоят 120 американских М-477 и 280 М-48, 1200 китайских Т-59 и Т-69, а также 40 Т-85. Даже с учетом 320 новых Т-80УД и еще не созданных 300 Al Khalid Исламабад в ближайшие годы не догонит Дели по количеству танков. После подписания Индией контракта на закупку 310 Т-90С в России ($800 млн) Пакистан, скорее всего, попытается в ответ увеличить свой танковый парк, что может принести Украине новые заказы. Причем эти оборонные программы Пакистана, судя по всему, будут реализовываться в самом ближайшем будущем.