| |
| |
| |
Оплот Основной боевой танк
Основной производитель: Украина
Имя: Оплот
Тип: Основной боевой танк
Год принятия на вооружение: 2004
Описание:
Основной боевой танк Оплот является результатом многолетней деятельности по конструированию танков Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени А.А. Морозова - ведущего разработчика бронетанковой техники в Украине.
Общая компоновка основного боевого танка Оплот - традиционная (отделение управления находится в носовой части, боевое отделение - в центре, а моторно-трансмиссионное отделение - в кормовой части машины). Механик-водитель размещается по центру. Люк механика-водителя при открывании поднимается и поворачивается вправо. Перед механиком-водителем находятся три перископических прибора видения, центральный из которых можно при необходимости заменить на прибор ночного вождения. Позади сиденья механика-водителя имеется десантный люк. Командир размещается справа, а наводчик - слева, у каждого из них имеется люк посадки/высадки.
Основной боевой танк Оплот разработан на базе Т-80УД, однако отличается от него целым рядом усовершенствований, а именно:
- новая сварно-катаная башня
- встроенная динамическая защита нового поколения, обеспечивающая повышение защищенности в переднем секторе как от кумулятивных, так и от бронебойных снарядов
- тепловизионный прицел
- двигатель мощностью 1200 л.с. вместо 1000-сильного двигателя, установленного на Т-80УД
- переход на цифровую технологию применительно к компонентам комплекса управления огнем и смежным с ним системам
- комплекс оптико-электронного противодействия
- вспомогательный агрегат питания
- система учета изгиба канала ствола
- система навигационного обеспечения
- более широкие бортовые экраны, обеспечивающие дополнительную защиту бортов корпуса и компонентов ходовой части от противотанковых средств малой дальности действия, применяемых пехотой противника
Привод башни - электрический, а привод пушки - гидравлический. Башня поворачивается на 180 градусов менее чем за 5 секунд (скорость вращения башни относительно корпуса составляет до 40 град/сек). На случай аварийной ситуации предусмотрены ручные приводы наведения пушки и башни.
Боекомплект к пушке составляет 40 выстрелов раздельного заряжания (снаряд и заряд), из которых 28 размещены в конвейере автомата заряжания. Семь выстрелов находятся в корпусе справа от механика-водителя и еще пять выстрелов - в бронированном отсеке, установленном в кормовой части башни.
Применяемые боеприпасы: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные, осколочно-фугасные и ракеты, управляемые по лазерному лучу.
Особенностью танка является наличие управляемого вооружения, которое позволяет вести огонь из пушки управляемыми ракетами с лазерным наведением и поражать цели на дальностях до 5000 м. Ракеты хранятся в конвейере автомата заряжания так же, как и обычные боеприпасы.
Стрельба ракетой может осуществляться в движении по движущейся цели. Ракета имеет тандемную боевую часть, что позволяет ей поражать цели, оснащенные динамической защитой, а также современную многослойную броню, имеющую улучшенные характеристики по защите от кумулятивных боеприпасов.
Хотя основным предназначением ракеты является поражение танков и других бронированных машин, находящихся на расстояниях свыше предельной дальности стрельбы из пушки обычными боеприпасами, она обладает значительным потенциалом для применения в других целях. В частности, оснащенный управляемыми ракетами вертолёт представляет большую угрозу для танка, поскольку его трудно поразить в силу его малых размеров, высокой скорости и маневренности. Управляемое вооружение обеспечивают танку возможность поражать зависшие над полем боя вертолеты, стреляющие с недоступного для обычного танкового вооружения расстояния. Это является решающим аргументом в пользу управляемого вооружения, поскольку, безусловно, экипаж танка должен быть способным эффективно защищать свою машину от противотанковых вертолётов, не надеясь на чью-либо помощь, По мере дальнейшего развития техники управляемые ракеты, по всей видимости, смогут поражать и быстродвижующиеся и высокоманёвренные цели. В настоящее время управляемые ракеты также могут быть использованы для стрельбы и по другим целям на поле боя, таким как долговременные огневые точки, а также для стрельбы по небронированным стационарным целям, например зданиям и бункерам.
Стрельбу из спаренного с пушкой пулемета можно вести с места наводчика или командира.
Зенитный пулемет размещен на командирском люке, имеет дистанционное управление и предназначен для стрельбы по воздушным и наземным целям с закрытыми люками танка с места командира. Угол наведения по вертикали составляет от -5° до +70°, по горизонту - в диапазоне +/- 75° по курсу, или 360° вместе с башней танка. По вертикали в диапазоне углов от -3° до +20° пулемет стабилизирован.
Основной боевой танк Оплот имеет комбинированную систему защиты, включающую в себя пассивную броню, встроенную динамическую защиту и ряд других устройств защиты танка, оптимизированных против современных средств поражения танков и значительно снижающих уязвимость танка от всех видов противотанковых средств.
Броневая защита танка Оплот, включающая современную многослойную броню и установленный на башне и корпусе комплект встроенной динамической защиты второго поколения, обеспечивает танку высокий уровень живучести на поле боя. Пассивная броня представляет собой своего рода "слоеный пирог", состоящий из броневых листов и керамических материалов, превосходно защищающих от большинства ныне существующих средств поражения посредством существенного снижения пробиваемости и вероятности откалывания брони на внутренней поверхности. На передней части корпуса и башни танка Оплот установлена встроенная динамическая защита новейшего поколения типа "Нож", которая обеспечивает защищённость как от кумулятивных, так и от бронебойно-подкалиберных боеприпасов. Кроме корпуса и башни, контейнеры встроенной динамической защиты также установлены по бортам передней части корпуса и обеспечивают дополнительную защиту отделения управления с боков.
Встроенная динамическая защита настолько эффективна против кумулятивных боеприпасов, что иногда при попадании кумулятивного снаряда в танк экипаж танка узнаёт об этом значительно позже, уже после боя. Комплекс встроенной динамической защиты танка имеет модульную конструкцию, поэтому он может быть легко заменён или же модернизирован по мере усовершенствования соответствующих технологий динамической защиты. Пассивная броня и встроенная динамическая защита в комплексе обеспечивают превосходную защиту от самых современных противотанковых средств.
Поскольку противотанковые средства, поражающие танк со стороны крыши башни, в настоящее время представляют серьёзную угрозу для танков, крыша башни танка Оплот между люками командира и наводчика оборудована дополнительной защитой от вышеупомянутых средств поражения.
На бортах корпуса танка установлены широкие резиновые экраны, обеспечивающие дополнительную защиту от ручных противотанковых средств, имеющихся у пехотинцев противника.
Живучесть танка Оплот также повышается посредством комплекса оптико-электронного противодействия, имеющего наименование "Варта" (что означает "Стража") и включающего в себя систему предупреждения о лазерном облучении (она предупреждает об угрозе применения наводимых по лазерному лучу средств поражения), осветителей постановки инфракрасных помех и систему постановки дымовой/аэрозольной защиты.
Танк Оплот оснащен современным комплексом управления огнем, обеспечивающим ведение стрельбы наводчиком и командиром по неподвижным и движущимся целям с места и в движении с высокой вероятностью попадания с первого выстрела.
Комплекс управления огнем состоит из дневного прицела наводчика 1Г46М, тепловизионного прицела "Буран-Катрин-Э", прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-5, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29М, баллистического вычислителя ЛИО-В с датчиками входной информации, стабилизатора вооружения 2Е42М и других устройств.
Дневной прицел наводчика 1Г46М имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал управления управляемой ракетой. В нем реализована автоматизированная компенсация увода гироскопов. Поле зрения прицела имеет панкратическое увеличение в диапазоне от 2,7х до 12х.
Встроенный лазерный дальномер обеспечивает измерение дальности до цели до 9990 метров и обладает точностью ±10 метров. Измеренная дальность высвечивается на сегментном табло (вместе с сигналом готовности к стрельбе и типом боеприпаса) в нижней части поля зрения прицела наводчика.
Поле зрения прицела имеет прицельные марки и шкалы для ведения стрельбы, в том числе стадиаметрические шкалы для определения дальности до цели методом "с базой на цели" при стрельбе бронебойно-подкалиберным, кумулятивным, осколочно-фугасным боеприпасом, а также при стрельбе из пулемёта. Данные шкалы являются вспомогательным способом определения дальности до цели при работе а аварийном режиме. С целью защиты оптики прицела от вспышек света при стрельбе собственной пушки танка, оптические каналы прицела имеют световые фильтры, которые автоматически закрывают эти каналы в момент вылета снаряда из ствола. Органы управления прицела позволяют наводчику быстро и точно наводится на цели и плавно отслеживать движение целей.
Тепловизионный прицел "Буран-Катрин-Э" включает в себя оптоэлектронный прибор наводчика и монитор и пульт управления командира. Тепловизионный прицел обычно управляется наводчиком, однако командир может взять управление на себя и вести огонь из пушки или спаренного с ней пулемета при помощи своих органов управления и монитора тепловизионного изображения. Тепловизионный прицел позволяет наводчику и командиру обнаруживать цели и вести огонь по ним почти при любых погодных условиях на больших дальностях и с высокой точностью, что является большим преимуществом при работе в условиях плохой видимости, а также в тёмное время суток. Тепловизионный прицел также позволяет игнорировать наличие некоторых распространённых препятствий наблюдению, таких как характерный для поля боя дым.
Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-5 состоит из комбинированного дневно-ночного прицела командира ТКН-5 и датчика положения пушки. Комбинированный прицел командира ТКН-5 имеет стабилизированную в вертикальной плоскости линию визирования и три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 7,6х и ночной канал с кратностью 5,8х. Кроме того, прицел имеет встроенный лазерный дальномер, обеспечивающий командиру возможность измерения дальности до цели независимо от наводчика, а также устройство ввода бокового упреждения. Командир может переключаться с дневного канала на ночной (с электронно-оптическим преобразователем) и обратно при помощи рычажка.
Зенитный прицел позволяет командиру вести огонь по воздушным целям из зенитно-пулеметной установки находясь под защитой брони башни.
Выходные окна вышеупомянутых прицельных приборов имеют защитные стёкла, которые при необходимости очищаются при помощи системы гидропневмоочистки.
Баллистический вычислитель ЛИО-В для расчета баллистических поправок автоматически учитывает сигналы, поступающие со следующих датчиков: скорости танка, угловой скорости цели, угла крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно для расчета вручную вводятся следующие параметры: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха и др. Вычислитель также рассчитывает момент времени подрыва осколочно-фугасного снаряда над целью.
В комплексе управления огнем предусмотрена так называемая "динамическая зона разрешения выстрела", т.е. после нажатия кнопки стрельбы выстрел произойдет только при условии, что величина рассогласования линии визирования и оси канала ствола не превышает определенного значения. Размер "зоны разрешения выстрела" зависит от дальности до цели и ряда других факторов.
Ствол пушки может иметь изгиб вследствие неравномерного разогрева, вызванного неравномерным распределением тепла при стрельбе, попаданием капель дождя на верхнюю поверхность ствола, солнечным излучением или же боковым ветром. Данное воздействие нейтрализуется в значительной степени посредством оснащения ствола тепловым кожухом. Для автоматического учета остаточного теплового изгиба ствола, при расчете балистических поправок, на танке установлена система учета изгиба канала ствола, которая передает информацию о величине изгиба в танковый баллистический вычислитель.
Комплекс управления огнём танка также может быть дополнительно оснащен датчиком измерения начальной скорости снаряда, позволяющим измерять указанную скорость при каждом выстреле пушки и затем вводить информацию в танковый баллистический вычислитель комплекса управления огнём с целью автоматического учета поправки на износ канала ствола, температуру заряда и другие факторы.
На танк Оплот установлен дизельный двигатель 6ТД-2 мощностью 1200 л.с. Двигатель сконструирован таким образом, что способен эффективно работать в любых погодных условиях, в том числе при высоких температурах окружающей среды.
Хотя 6ТД-2 является дизельным двигателем, он также может работать на других типах топлива, в том числе на бензине, керосине, топливе для дизельных двигателей или их смеси в любой пропорции.
Двигатель оснащен устройством предварительного подогрева, используемом при эксплуатации танка в холодную погоду. Двигатель также способен эффективно работать в условиях пустыни при температурах окружающей среды до 55 градусов Цельсия, что было достигнуто путем внедрения в конструкцию двигателя специальных доработок, обеспечивающих его нормальное функционирование в жару. Благодаря своей силовой установке танк имеет удельную мощность 26 л.с./т, что обеспечивает ему высокую приемистость и хорошую маневренность при движении с одной огневой позиции на другую.
Вместимость внутренних топливных баков составляет 700 литров. Ещё 440 литров топлива находятся в топливных баках, расположенных на надгусеничных полках. Запас хода по топливу составляет 400 км.
Для увеличения запаса хода танка Оплот на корме корпуса могут монтироваться две бочки с дополнительным запасом топлива. При необходимости эти бочки могут легко скидываться. Каждая из бочек вмещает 200 литров топлива и подсоединена к общей топливной системе.
Воздухозаборное устройство двигателя обеспечивает поступление в двигатель воздуха из наименее запыленной точки танка. Кроме того, воздухозаборное устройство позволяет танку преодолевать водные препятствия глубиной до 1,8 м без подготовки.
Система воздухоочистки состоит из двух основных компонентов: центробежные фильтры предварительной очистки и кассеты воздухоочистителя. Система позволяет эксплуатировать танк в жарких и пыльных условиях в объеме 1000-километрового пробега без необходимости менять фильтры, а также в условиях радиоактивного заражения.
Подвеска сконструирована таким образом, чтобы "выжать максимум" из потенциала манёвренности танка при движении по пересечённой местности и достичь при этом высоких скоростей без ущерба комфортности экипажа. Подвеска - торсионная. С каждого борта корпуса - шесть двойных обрезиненных находится в носовой части корпуса, ведущее колесо - в кормовой. Также имеются поддерживающие ролики. Опорные катки имеют резиновый бандаж и состоят из двух дисков, прикрученных друг к другу. На первом, втором и шестом узлах подвески установлены гидравлические амортизаторы с целью смягчения движения машины по пересеченной местности.
Гусеница имеется двух видов: металлическая и со съемными асфальтоходными башмаками.
Верхняя часть подвески защищена бортовыми экранами, которые в носовой части корпуса бронированы (с установкой встроенной динамической защиты).
Внизу носовой части корпуса закреплен резиновый экран, позволяющий удерживать распространение пыли.
На танке Оплот установлена система автоматизированного пуска двигателя и контроля параметров силовой установки, что позволяет значительно улучшить технические характеристики МТО.
Для обеспечения механику-водителю возможности обозревать местность в широком секторе при движении танка с закрытыми люками отделение управления оборудовано однократными приборами видения с широким полем зрения по горизонту.
Для обеспечения возможности вождения ночью на рабочем месте механика-водителя может быть оперативно установлен прибор ночного видения (с электронно-оптическим преобразователем изображения).
Штатное оборудование ОБТ Оплот также включает вспомогательный агрегат питания, оборудование для подводного вождения, спутниковую систему навигационного обеспечения, оборудование самоокапывания, электрические водооткачивающие насосы и средства внутренней и внешней связи. Для работы в условиях низких температур имеется обогреватель обитаемого отделения и подогреватель МТО.
На танке Оплот установлен защищенный броней дизельный вспомогательный агрегат питания ЭА-8 мощностью 8 кВт, что позволяет работать с основными системами танка при выключенном основном двигателе (например, при нахождении танка на стационарной огневой позиции или же при наблюдении за местностью из засады). Агрегат размещен на правой надгусеничной полке в кормовой части.
Оборудование подводного вождения позволяет танку преодолевать водные преграды глубиной до 5 м (водные препятствия глубиной до 1,8 м танк преодолевает без подготовки). При преодолении водной преграды обеспечивается нормальное функционирование системы коллективной защиты танка. После преодоления водной преграды трубы оборудования подводного вождения могут быть немедленно сброшены благодаря специальному устройству, при этом экипажу не нужно выходить из танка.
Система навигационного обеспечения основана на системах "ГЛОНАСС" и "NAVSTAR". Система предоставляет командиру танка данные о местоположении и направлении движения своего танка, а также о месторасположении боевых машин своего подразделения. Это облегчает решение задачи управления маневром подразделения, что особенно важно при ведении боевых действий, вождении танка с закрытыми люками, ночью или же в условиях тумана или задымленности. Система также предоставляет другую разнообразную информацию, в частности, механику-водителю указывается направление движения в заданный пункт назначения.
Модификации:
Технические характеристики:
Длина, мм 9664
Ширина, мм 3775
Высота, мм 276
Дорожный просвет, мм 515
Экипаж 3
Удельная мощность, л.с./т 26
Давление на грунт, кг/см2 0
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 70
Средняя скорость по пересеченной местности, км/ч 50
Рабочая температура, минимум, градусов Цельсия -40
Рабочая температура, мамксимум, градусов Цельсия 55
Запас хода по шоссе, км 450
Запас хода по пересеченной меестности, км 350
Масса, кг 48000
Глубина водной преграды, преодолеваемой без подготовки, 1800
Глубина водной преграды, мм 5000
Градиент, % 63
Уклон, % 36
Вертикальная стенка, мм 1000
Траншея, мм 2850
Количество передач вперед 7
Количество передач назад 5
Вооружение:
Калибр основного орудия, мм 125
Калибр зенитного орудия, мм 12.7
Калибр вспомогательного орудия, мм 7.62
Боекомплект основного орудия, шт. 40
Боекомплект в автомате заряжания, шт. 28
Боекомплект зенитного орудия, шт. 450
Боекомплект вспомогательного орудия, шт. 1250
Количество пусковых установок, шт. 12
|
| |
|