|
|
|
|
|
Су-30 ОКБ им. Сухого Обозначение НАТО: FLANKER-C Многофункциональный истребитель
Основной производитель: Россия
Имя: Су-30 ОКБ им. Сухого Обозначение НАТО: FLANKER-C
Тип: Многофункциональный истребитель
Год принятия на вооружение: 1992
|
Описание:
В 1985 году в ОКБ П.О. Сухого приняли решение о проведении испытаний по дозаправке топливом в воздухе машин типа Су-27 и выяснения возможностей экипажа при длительном нахождении в полете, их работоспособности и самочувствия. С этой целью выбрали второй летный экземпляр Су-27УБ (Т-10У-2), на котором установили систему дозаправки топливом и частично изменили состав оборудования. Внешние отличия новой модификации состояли в появлении штанги системы дозаправки и смещении оптического блока на правый борт. Опытный экземпляр самолета был поднят в воздух 10 сентября 1986 года летчиками-испытателями ИАПО Г. Булановым и Н. Ивановым.
Уже в июне 1987-го на этом самолете был совершен беспосадочный перелет по маршруту Москва - Комсомольск-на-Амуре, а в марте 1988-го Москва - Комсомольск-на-Амуре - Москва. В этих перелетах принимали участие летчики-испытатели ОКБ Н. Садовников и И. Вотинцев. Второй маршрут имел протяженность 13440 км и длился 15 ч 42 мин. За это время экипажем были проведены четыре дозаправки топливом в воздухе.В результате этих работ было принято решение о создании на базе Су-27УБ новой модификации Су-27ПУ, предназначенной для авиации ПВО, с возможностью выполнения длительных полетов, уничтожения самолетов-носителей крылатых ракет до рубежей их пуска, самих крылатых ракет в полете и других воздушных целей в любых метеоусловиях днем и ночью, в условиях сильного радиоэлектронного противодействия со стороны противника, ведения боевых действий как в одиночку, так и группой и, кроме того, для непосредственного управления перехватчиками при ведении групповых боевых действий, то есть в качестве ВКП.
Для отработки этой концепции летом-осенью 1988 года на заводе, силами сотрудников Иркутского филиала ОКБ Сухого под руководством В. Макрицкого и местных специалистов, были доработаны два серийных Су-27УБ производства ИАПО Т-10У-5 и Т-10У-6, получившие в ОКБ обозначение Т-10ПУ-5 и Т-10ПУ-6, а на заводе - "изделие 10-4ПУ". Осенью 1988-го приступили к испытаниям первого из этих образцов (поднялся в воздух 31 декабря 1989 года с заводского аэродрома Иркутского авиационного завода), а вскоре последовало правительственное решение о разворачивании серийного производства Су-30 (такое название получила машина) на том же заводе. Работы возглавили заместитель главного инженера по конструкции В. Ковальков, главный технолог А. Образцов и начальник СКО В. Гудков, под непосредственным руководством главного инженера, а в последствии генерального директора А. Федорова. От ОКБ эти работы курировал И. Емельянов, ставший в последствии ведущим конструктором Су-30.
В 1990 г. самолет Т-10ПУ-5 был переоборудован в летающую лабораторию для испытаний двигателей с ОВТ.
Силовая установка самолета состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей с форсажными камерами АЛ-31Ф, воздухозаборников с регулируемыми панелями, створками подпитки, воздушными каналами, системой управления АРВ-40А и системой защиты двигателей от попадания посторонних предметов, систем охлаждения, дренажа и суфлирования двигателей, выносных коробок агрегатов с газотурбинными стартерами - энергоузлами ГТДЭ-117-1, топливной системы системы пожаротушения и системы контроля двигателей.
Вооружение самолета подразделяется на стрелково-пушечное и ракетное. Стрелково-пушечное вооружение представлено встроенной автоматической скорострельной одноствольной пушкой калибра 30 мм типа ГШ-301, установленной в наплыве правой половины крыла, с боекомплектом 150 патронов. Ракетное вооружение размещается на авиационных пусковых устройствах (АПУ) и авиационных катапультных устройствах (АКУ), подвешиваемых на 10 точках: 4 - под консолями крыла, 2 - под законцовками крыла, 2 - под гондолами двигателей и 2 - под центропланом между мотогондолами (по схеме "тандем").
На самолете может быть подвешено до 6 управляемых ракет "воздух-воздух" средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р) или тепловыми (Р-27Т) головками самонаведения, а также их модификации с увеличенной дальностью полета (Р-27ЭР, Р-27ЭТ). На четырех подкрыльевых узлах могут быть подвешены управляемые ракеты ближнего маневренного боя с тепловыми головками самонаведения типа Р-73.
Наступивший экономический спад позволил выпустить лишь несколько (по данным BNS от 23.07.1997 г. - 8 самолетов) Су-30, пара из которых, попала в пилотажную группу "Русские Витязи" руководимую А. Квочуром. Эти самолеты (бортовые номера 596 и 597) были продемонстрированы широкой публике во время показательных полетов на авиасалоне "Мосаэрошоу-92". Серийные боевые машины находятся в настоящее время в 148-м ЦБПиПЛС ВВС (до недавнего времени - ПВО) в Савостлейке, где активно используются в летно-тактических учениях. В частности, отрабатываются приемы групповых действий в единых боевых порядках с самолетами дальнего РЛДH А-50 и истребителями-перехватчиками МиГ-31.
Кодовое обозначение НАТО - Flanker-C (Маргинал).
|
Модификации:
Су-30К коммерческий вариант двухместного истребителя-перехватчика на базе Су-27УБ с системами дозаправки топливом в полете и спутниковой навигации (GPS); изготавливался серийно на НПК "Иркут" и поставлялся Индии в количестве 18 машин, которые в 2004 г. планируется модернизировать до уровня Су-30МКИ.
Су-30МК коммерческий модернизированный вариант.
Су-30МКИ многофункциональный двухместный истребитель с ПГО и двигателем с отклоняемым вектором тяги, с "интернациональным" составом БРЭО (Россия-Франция-Израиль-Индия), с новой БРЛС "Барс" (Н-011М) с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР), и расширенным составом вооружения класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность"; будет изготавливаться по лицензии в Индии (140 самолетов в течение 18 лет без права реэкспорта). В 2004 г. НПК "Иркут" планирует завершить поставку самолетов по "поставочному" контракту, завершить полностью испытания, получить сертификат летной годности и начать поставку первых самолетов (3-5 машин) по первой фазе лицензионного производства.
Су-30МКК двухместный истребитель, без ПГО, с расширенными возможностями по наземным целям; для авиации ВМС КНР; БРЛС Н001М модернизирована в БРЛС Н001ВЭ. В январе 2003 г. подписан контракт на поставку 24 машин на сумму более 1 млрд.дол.; строится на КнААПО.
Cу-30МКК-2 (Су-30МК2) многофункциональный двухместный истребитель с БРЛС "Панда" Ш101ВЭП (системой управления оружием), с модернизированной системой индикации на лобовом стекле, с дополнительным сигнальным процессором "Багет" и новым линейным приемным устройством - позволяет применять новые боеприпасы с точным наведением; с расширенными возможностями действий по морским целям; в августе 2003 г. подписано Межправительственное соглашение о поставке партии самолетов для авиации ВМС КНР. Постройка выполняется на КнААПО.
Су-30МКК-3 (Су-30МК3) многофункциональный двухместный истребитель с новым составом оборудования, в т.ч. с новой РЛС разработки НИИП им. В.В. Тихомирова или РЛС "Жук-МСЭ" НИИР-"Фазотрон" (в разработке).
Cу-30МКМ многофункциональный двухместный истребитель (как Су-30МКИ), но с другим составом БРЭО (исключается оборудование, поставляемое Израилем для самолета Су-30МКИ – система индикации на лобовом стекле и оптико-электронная прицельная система); расширяется французская часть – оборудование фирмы Thales. Этот самолет предлагается Малайзии, соглашение о поставках которой в течение пяти лет 18 истребителей Су-30МКМ на сумму около 1 млрд.дол. парафировано в 2003 г. Малайзия за поставку самолетов платит валютой. Из этих средств на 30% стоимости контракта будут осуществлены встречные закупки Россией высоколиквидных товаров в Малайзии. На 7-й международной выставке авиакосмической и морской техники "ЛИМА-2003" самолет Су-30МКИ был представлен премьеру Малайзии Махатхиру Мохамаду; в демонстрационном полете на самолете летал малазийский военный летчик Ашмахари. Постройка самолетов будет производиться на НПК "Иркут".
Су-30КИ одноместный истребитель на базе Су-27СК с системой дозаправки топливом в полете; установлены системы спутниковой навигации А-737 (ГЛОНАСС и NAVSTAR) и ближней навигации VOR, ILS и DME; разрабатывался для Индонезии. Разработанный в 1997 г. контракт по закупке Индонезией 12 самолетов Су-30 (8 х Су-30КИ, 4 двухместных Су-30МК) был отложен (из-за финансового кризиса в ЮВА). Тем не менее, на КнААПО был построен прототип самолета Су-30КИ, который с 1998 г. находился на летных испытаниях.
Су-30КН двухместный истребитель на базе Су-30К с модернизированным составом БРЭО и РЛС с дополнительным автономным радиолокационным каналом; вариант модернизации предложен НПК "Иркут" и ЗАО ОКБ "Русская авионика".
Технические характеристики:
Размах крыла - 14,7 м
Длина самолета - 21,94 м
Высота самолета - 6,35 м
Масса, кг
- нормальная взлетная - 26000
- максимальная взлетная - 33000
Тип двигателя - 2 ДТРД АЛ-31Ф
Тяга - 2 х 12500 кгс
Максимальная скорость, км/ч
- на высоте - 2125
- у земли - 1400
Дальность полета, км
- без дозаправки - 3500
- с одной дозаправкой в воздухе - 5200
Практический потолок - 19820 м
Экипаж - 2 чел
Вооружение:
автоматическая одноствольная пушка ГШ-301 (30 мм, 1500 выстр./мин, 150 патронов); ракетное вооружение - до шести УР класса "воздух-воздух" средней дальности типа Р-27, до четырех УР малой дальности Р-73 с ТГС; бомбы калибром до 500 кг и общей массой до 6000 кг (пакеты ФАБ-250) на четырёх пилонах; НУРС, КМГУ, выливные баки и прочее неуправляемое оружие класса "воздух-поверхность".
Для Су-30МКИ: УР класса "воздух-воздух" ближнего боя типов Р-60МК и Р-73РДМ2, средней дальности типов Р-27РЭ1/ТЭ1, дальней Р-77 (РВВ-АЕ); УР класса "воздух-поверхность" типов Х-29Т/Л, Х-25МП, Х-31А/П, Х-59М; корректируемые авиабомбы КАБ-500КР и КАБ-1500КР; свободнопадающие авиабомбы калибров от 100 до 500 кг; бомбовые кассеты различных типов; тактические ядерные боеприпасы; НУРС типов Б-8М-1 (20х80 мм) и Б-13Л (5х130 мм), 250-мм С-25. Предусмотрена также подвеска контейнеров с аппаратурой РЭБ, лазерными дальномерно-целеуказательными системами, ИК-станциями.
|
|
| |
|