Описание:
Французский мобильный комплекс ПВО малой дальности (VSHORADS - very short-range air defense systems ) "Aspic" — предназначен для защиты важных промышленных объектов, авиабаз, командных пунктов и группировок войск, совершающих марш. В системе ПВО Франции - это ключевой элемент противовоздушной обороны против самолетов, вертолетов ( в том числе в режиме висения) и крылатых ракет совершающих полет на малых и предельно малых высотах. Отличается малым временем реакции
В комплексе могут быть использованы ракеты типа "Mistral" , "Stinger" и аналогичные им.
Комплекс "Aspic" производится серийно, с 1994 года находится на вооружении французских ВВС (30 систем, имеющих ракеты "Mistral"). Экспортировался за рубеж, в частности находится на вооружении ВС Чили и Австрии.
В 1993 году было объявлено о создании консорциума фирм "Thomson-CSF" и "Shorts" для разработки и производства мобильного комплекса малой дальности на базе ЗРК "Aspic" с использованием ракет "Starburst" и "Starstreak" для вооруженных сил Великобритании и продвижения на международный рынок. Комплексы "Aspic" этой конфигурации закупаются для вооруженных сил Финляндии.
Комплекс "Aspic" - это полностью автоматизированный автономный огневой узел, который может использоваться в стационарном варианте или монтироваться на различные шасси, выдерживающие нагрузку 1500кг, в том числе легкие шасси с колесной формулой 4х4 типа "Hammer", "Peugeot" P4. В последнем случае четыре боеготовых ракеты, находящиеся в транспортно-пусковых контейнерах, располагаются на пусковой установке, а еще четыре находятся в запасе и располагаются на станине автомобиля. В зависимости от типа применяемых ракет количество боеготовых, находящихся на пусковой установке, может быть увеличено до восьми.
Боевая машина комплекса оснащается системой топопривязки и ориентирования. Экипаж - два человека: водитель и оператор-стрелок. Основой элемент комплекса - система управления огнем, в которую входят: оптическая ТВ-система обнаружения "ARES", инфракрасная камера, компьютер и система автоматического сопровождения цели. При автономной боевой работе оператор-стрелок использует оптическую систему обнаружения, а в ночное время - инфракрасную камеру. Наличие собственных электронно-оптических средств обнаружения цели снижает радиолокационную заметность комплекса и повышает его боевую устойчивость. Выносной пульт управления позволяет боевому расчету во время ведения боевых действий находиться в укрытии на удалении до 50 м от боевой машины.
ЗРК "Aspic" может оснащаться автономной компактной модульной системой опознавания "свой-чужой" - SB14 с дальностью действия до 20км.
В качестве пункта управления используется система "Samantha" или ее упрощенный вариант - "Clara". Пункт управления "Samantha", разработанный фирмой "Thomson-CSF", обеспечивает: наблюдение за воздушной обстановкой, выдачу целеуказания и управление починенными боевыми средствами, автоматическое определение государственной принадлежности целей, связь с вышестоящими узлами системы ПВО. Все процеесы боевой работы автоматизированны.
"Samantha" оснащается импульсно-допплеровской РЛС типа 2630P с плоской фазированной решеткой, что обеспечивает помехозащищенность в условиях РЭБ. Управление зенитными артиллерийскими установками (ЗАУ), переносными зенитными комплексами (ПЗРК) и ЗРК ближнего действия типа "Aspic" осуществляется на расстоянии до 5км. При работе с ЗРК "Aspic" (до 8 боевых машин) целеуказание осуществляется в автоматическом режиме, передача данных осуществляется по радиоканалу. При работе с ЗАУ и ПЗРК информация о воздушной обстановке отображается на экранах удаленных терминалов.
Дальность обнаружения самолетов - 20км, вертолетов -10км, частота обновления информации - 1.5с, среднее время наработки на отказ -1200ч. Для увеличения дальности обнаружения антенна РЛС, установленная на гидравлическом подъемном устройстве, поднимается на высоту до 8м. Боевой расчет пункта управления - два человека: командир и оператор РЛС.
Пункт управления "Samantha" размещается в стандартном контейнере, который может устанавливаться на шасси автомобиля повышенной проходимости грузоподъемностью 5т и транспортироваться самолетами C-130 и C-160. Все системы имеют встроенную защиту от электромагнитного излучения.