Главная   Гостевая   Ссылки 
      Military  informant

      Содержание

     Положение на сайте:
       •   Главная страница
       •   Новости


Новости
Информация о последних выставках вооружения и появления новых типов армейской техники
Галерея
Множество фото различной военной техники
Профили
Профили различных образцов военной техники 20-21 века
Гостевая книга
Обменивайтесь своим мнением в гостевой книге, мы всегда готовы ответить...
  

Шанхайская организация сотрудничества

  • - Основные положения по данному вопросу см. в Хартии Шанхайской организации сотрудничества от 07.06.2002.
  • - Шанхайская Организация Сотрудничества, ШОС - субрегиональная международная организация, в которую входят 6 государств - Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
  • - Официальные рабочие языки - русский и китайский.
  • - Штаб-квартира в Пекине.
  • - Предшественницей ШОС была так называемая "Шанхайская пятерка" (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан), образовавшаяся в результате подписания Соглашения между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы,) и Соглашения между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Сближение этих стран диктовалось в первую очередь угрозой безопасности их приграничным территориям со стороны главного очага нестабильности в Средней Азии - Афганистана, где шла гражданская война между войсками Северной коалиции и движения Талибан.

Солдат Армии Китая

Необходимость изучения зарубежных оценок действий России в тех или иных сферах, несмотря на их нередко нелицеприятный характер и даже присутствующую в них зачастую явную тенденциозность, очевидна. Это позволяет составить объективное мнение о представлении мировым сообществом роли и места России, эффективности тех или иных шагов её лидеров, а также способствует определению направлений дальнейшего развития страны. Естественно, что внешнеполитическая деятельность такой страны, как Россия, и все, что с нею связано, является предметом особого внимания как внутри страны, так и далеко за её пределами. Одним из основных таких направлений внешнеполитической деятельности России, вызывающих в последнее время значительное количество вопросов и, зачастую, весьма противоречивых оценок, все больше становится Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС). Это и понятно, поскольку очень многие российские специалисты считают, что при достаточном внимании со стороны российского руководства перспективы Организации (как её часто называют за рубежом - "форума") в качестве нового субъекта международных отношений весьма значительны, а её возможности влияния на расклад политических сил и формирование политической обстановки в регионе Центральной Азии и в мире в целом будут только возрастать. Исходя из этого, вырисовывается весьма интересный анализ взглядов зарубежных экспертов на современное место ШОС в мире и их представления о её перспективах и возможных направлениях дальнейшего развития. Будучи созданной, даже по меркам человеческой жизни, действительно недавно, ШОС, тем не менее, вызывает к себе достаточно внимания со стороны специалистов-политологов и руководства ведущих стран мира. Это проявляется как в отдельных репликах и высказываниях представителей соответствующих кругов, так и в полноценных исследованиях серьезных аналитических организаций, нередко выливающихся в специальные разделы официальных документов, отражающих взгляды руководства той или иной страны по определенной тематике (типа Белой книги по обороне и Голубой книги по дипломатии Японии). Такая ситуация обусловлена, с одной стороны, быстро возрастающим значением Азиатско-Тихоокеанского и Центрально-Азиатского регионов в мире (во всех отношениях - экономическом, политическом, военном), с другой - составом её участников. Особенность состава ШОС очевидна. Это первая организация в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в число не только учредителей, но и даже просто членов которой не вошли США. Помимо них, в организацию не вошла и Япония, безусловно, являющаяся одной из ведущих, в экономическом отношении, стран региона и мира в целом. Кроме того, ведущими участниками ШОС являются Россия - недавняя бывшая сверхдержава (а по уровню ядерных вооружений и совокупной военной мощи остающаяся ей и поныне) и Китай - быстро набирающий силу региональный лидер, к тому же уверенно претендующий на роль новой супердержавы. Общая площадь входящих в ШОС стран составляет свыше 30 млн. кв. км, занимая три пятых территории Евразии, а их население (1,481 млрд. чел.) составляет четвертую часть населения планеты. Вдобавок ко всему, несмотря на перманентные, с самого возникновения, многочисленные пессимистические прогнозы. Организация продолжает существовать, действовать и даже имеет явно выраженную тенденцию к расширению, как по составу участников, так и по сферам деятельности. Что подтверждается недавним присвоением статуса наблюдателей в ней Индии и Пакистана.

Учения ШОС в Июль 2007

Анализ зарубежных публикаций свидетельствует, что больше всего ШОС и её деятельность привлекает внимание руководства и экспертов США и Японии (что, в общем-то и понятно). При этом все возрастающая активность Организации и расширение сферы её интересов вызывает достаточно неоднозначные оценки со стороны руководства и СМИ названных стран. Признавая форум новой влиятельной силой в регионе, они, тем не менее, практически в подавляющем большинстве случаев дают оценки его деятельности явно негативного характера, демонстрируя отрицательное отношение к самому факту его существования. Это отношение проявляется как в критике состава его участников, так и в выражении сомнений в необходимости самого создания данной структуры при наличии достаточного количества ей подобных (в частности, АРФ), а также её эффективности и даже дееспособности в долгосрочной перспективе. Однако, наряду с сомнительной критикой, достаточно большое количество материалов содержит вполне объективные оценки деятельности Организации, а также разумные и вполне конкретные предложения по её совершенствованию и повышению эффективности. Как правило, эти моменты содержатся в инициативных работах независимых исследователей и организаций. Как показывает анализ оценок ШОС и её деятельности американскими и японскими экспертами, их критическая направленность в значительной степени обусловливается тем, что, по мнению Вашингтона и Токио, цели форума далеко не во всем совпадают (а по ряду моментов - находятся в прямом противоречии) с национальными интересами этих государств в охватываемых им регионах. Возникновение Организации воспринято ими как практический шаг к созданию новой, неподконтрольной им международной структуры, способной оказывать существенное влияние на развитие ситуации на огромном пространстве от Центральной Азии до Тихого океана, при этом препятствуя утверждению здесь доминирующей роли США, а также росту японского влияния. Кроме этого, деятельность ШОС, по мнению американских экспертов, напрямую способствует успешному всестороннему развитию Китая, который, несмотря на все масштабы текущего сотрудничества, рассматривается Вашингтоном в долгосрочной перспективе как основной потенциальный противник. Рассмотрим более предметно содержание этой критики. Так, относительно состава участников недовольство Запада строится на подчеркивании явно не равнозначных статусов государств-участников и их влияния на международной арене, неизбежно, как полагают эксперты, определяющих их неравное положение в Организации и, тем самым, определяющих её недостаточную эффективность. Во многих оценках подчеркивается, что Китай и Россия за счет своих географических размеров, экономической и военной мощи неизбежно подавляют других членов форума (нередко называют их "маленькими соседями") и определяют их развитие с антиамериканским уклоном. Высказывается предположение, что вступление "четырех хрупких государств, восставших из руин Советского Союза" в новую региональную организацию с "неопределенными целями и задачами" было обусловлено тем, что они были "пойманы между двумя гигантами", т.е. исключительно опасениями за свою безопасность.

Ми-17 ВВС Китая

Обеспокоенность по поводу доминирующей роли РФ и КНР иллюстрируется мнениями специалистов из политических и информационных кругов: "ШОС представляет собой синергетический инструмент российской и китайской внешней политики, механизм, с помощью которого эти две державы могут вовлечь центрально-азиатские страны в процесс постепенного роста военно-экономических отношений, одновременно координируя усилия для уничтожения внешних угроз, например, исламских милитаристских движений". В подтверждение этого приводится сам факт формирования официальной позиции Организации по системе национальной противоракетной обороны США, важности соблюдения договора об ограничении систем ПРО, а также легитимности власти материкового Китая над Тайванем, т.е. по тем вопросам, которые до вхождения в ШОС мало интересовали Казахстан, Узбекистан, Киргизстан и Таджикистан. "Теперь же они полностью поддерживают интересы Москвы и Пекина, которые декларируются в качестве официальной позиции новой международной организации". Тем самым, как заключает эксперт Нью-Йоркского Комитета Карнеги по этническим и международным вопросам Син Л. Йом, форум "де-факто" "превращается в подиум, где РФ и Китай озвучивают свои политические взгляды международной аудитории". Часть оценок посвящена сравнению влияния Китая и России в Организации. Отдавая должное тому, что именно активизация процесса развития сотрудничества между этими двумя странами создала изначальные предпосылки для объединения их в структуре подобного рода, очевидно,что разница в содержании и результатах процессов, произошедших внутри их самих за последние десятилетия, а также ряд других условий объективно определяют различия в позициях по интересующим обе страны вопросам и подходах к решению многих международных проблем. В свете этого, как считают западные эксперты, правильное определение текущего лидера такой немногочисленной пока по составу организации при решении того или иного вопроса необходимо для более обоснованного прогнозирования направлений её развития и проводимой политики. Нельзя не заметить, что в большинстве таких работ роль безусловного доминанта в Организации отводится Китаю. Это объясняется его абсолютным превосходством над всеми остальными партнерами по численности населения и масштабам экономики. При этом ряд экспертов, в основном японских, достаточно низко оценивая возможности России по восстановлению своего международного статуса до сколь-нибудь сопоставимого с Советским Союзом в обозримой перспективе, выдвигает утверждение, что, фактически, ШОС в настоящее время предназначена "исключительно для обеспечения национальных интересов Китая". Причем в дальнейшем, по мере решения им задач национального развития, такое положение будет усиливаться, если только Россия не сможет ("в очередной раз удивив весь мир"), значительно увеличив темпы экономического развития, радикально улучшить свое внутреннее и внешнее положение, что, впрочем, как они специально подчеркивают, при сохранении российским руководством существующего внутреннего и внешнего политического курса, маловероятно. "Краеугольным камнем", определяющим эффективность ШОС в настоящее время, по мнению зарубежных специалистов, является уровень сотрудничества между основными её членами - Китаем и Россией. Именно российско-китайское сотрудничество лежит в основе создания Организации и определяет её развитие. Восстановление отношений между СССР (незадолго до его распада) и Китаем, последующие укрепление и значительная активизация уже китайско-российского сотрудничества привели ксамому образованию ШОС. Однако первые годы существования Организации, по мнению западных специалистов, характеризовались в определяющей мере все ещё сохранявшимся взаимным недоверием её лидеров. Достаточно сказать, что при изначально предполагаемом наличии определенного доверия между членами Организации, в рамках её первоначально фактически не предполагалось сотрудничество в военной области, что существенно снижало её ценность как инструмента обеспечения региональной стабильности и в значительной степени выхолащивало заявленные при создании цели. В подтверждение этих рассуждений приводились различия в военно-техническом сотрудничестве России с Китаем и остальными членами ШОС (сохраняющиеся, кстати, и сейчас): поставки российского вооружения в Китай определяются, преимущественно, коммерческой выгодой, а другим членам ШОС -партнерством по ОДКБ, СНГ и т.д.,т.е. никакие связаны с членством в Организации.

Учения ШОС в Июль 2007

Кроме этого, в отличие от отношений, связывающих Россию с её партнерами по ОДКБ, СНГ и даже НАТО, военное сотрудничество с Китаем все еще не прописано ни в каких военно-доктринальных документах обеих стран. Из этого делался вполне определенный вывод, что, несмотря на существующую договоренность о взаимном ненацеливании стратегических ядерных ракет и режиме военной транспарентности в зоне границы, степень доверия между российскими и китайскими военными ниже, чем в Европе, а контакты "по всей видимости, все еще менее конкретны и содержательны, чем между китайскими и американскими военными…". В основе этого недоверия, как предполагалось, лежат: у России - опасения возникновения у быстро набирающего силу соседа претензий на её малонаселенные и слабоос-военные, депрессивные дальневосточные территории; у Китая - становление в России идеологически враждебного политического строя при сохранении колоссального ядерного потенциала, а также возможность восстановления ею своего былого могущества. Значительное изменение этой ситуации, как отмечают эксперты, произошло в 2005 г., когда военное командование НОАК и российских ВС в очень короткие сроки договорились и сумели успешно провести хоть и не совсем крупные, но достаточно заметные на абсолютно пустом до этого фоне совместные военные учения, выразив после их завершения совместное пожелание о придании им регулярного характера. Ещё большую важность в этом свете имеет прозвучавшее недавно консолидированное заявление членов Организации о необходимости определения конкретных сроков вывода американских баз из региона Центральной Азии. Все это, по мнению зарубежных специалистов, свидетельствует о том, что китайско-российское сотрудничество, а с ним и развитие ШОС вступило в новую фазу. На этом фоне вполне обоснованными представляются критические замечания, отмечающие фактическое отсутствие в Организации (помимо совещательных) постоянно действующих органов по вопросам военного, правильнее сказать - оборонного, а также экономического сотрудничества, а главное - выделенных в их распоряжение реальных сил и средств для обеспечения реализации принятых решений. На основании этого высказывается предположение о возможности достаточно длительного периода, даже несмотря на последние успехи в развитии военного сотрудничества между Китаем и Россией, для конкретного воплощения их в рамках самой ШОС (если это вообще будет реализовано). При этом утверждается, что в последние годы собственно ШОС не дала "ни одного реального военного или политического ответа на связанные с терроризмом события", за исключением выражений соболезнований странам Запада (Америка, Испания, Англия и т.д.) по поводу произошедших в них террористических актов. Оценивая же военное присутствие США в Центральной Азии с точки зрения перспектив ШОС, большинство западных экспертов высказывают мнение, что оно фактически демонстрирует слабость этой структуры, как в роли механизма обеспечения региональной безопасности, так и в плане воспрепятствования усилению американского влияния в регионе. Одним из поводов для критики со стороны Запада деятельности Организации является, по мнению прежде всего руководства США и некоторых стран Евросоюза, недостаточно благополучная ситуация у её членов с соблюдением прав человека (с несколько лучшим положением в России) и возможной попыткой их правительств использовать взаимную поддержку и совместные репрессивные мероприятия не столько против "настоящих" (в представлении Запада) террористов, сколько против собственной гражданской политической оппозиции. Так, с точки зрения американской комиссии по правам человека, высказанной ей в т.н. "предупреждениях", адресованных ШОС, о возможных нарушениях упомянутых прав в ходе антитеррористической деятельности, организация "Восточный Туркестан", признанная с подачи Китая террористической в документах ШОС, не является таковой. Аналогичные примеры приводятся и в отношении Казахстана, Узбекистана и Киргизии. В связи с этим. Запад склонен характеризовать данную сторону деятельности Организации как"попытку легитимизировать жесткую внутреннюю политику" стран-участниц с помощью взаимного признания в рамках форума её правомерности. На основании определяемой расстановки сил в ШОС, оценки выработанного в ней к настоящему времени механизма принятия и реализации решений, направленности проводимой политики и присущих ей недостатков, японские политологи выдвигают предположение, что в существующих условиях деятельность форума в целом, в первую очередь, служит интересам Китая. Помимо противодействия усилению влияния США и Японии в приграничных районах. Организация фактически обеспечивает решение стратегической задачи превращения приграничной с Китаем территории Центральной Азии в "зону безопасности и геополитического тыла" и создания тем самым одного из необходимых условий для успешной реализации долгосрочных планов развития китайского государства. Таким образом, по мнению японских экспертов, ликвидация потенциальных источников военной опасности на северных и западных рубежах позволяет военно-политическому руководству Китая сосредоточить основные усилия на повышении боеспособности группировок войск (сил) на юго-восточном стратегическом направлении, т.е. на решении т.н. "Тайваньской проблемы". Таким образом, развивается далее этот вывод, играя важную роль в обеспечении стабильности в регионе Центральной Азии, ШОС фактически способствует росту напряженности в районе Тайваньского пролива. Этим, в т.ч., объясняется отрицательная оценка руководством США и Японии роли Организации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Тем самым, как полагают Вашингтон и Токио, создаются условия для развития в АТР ситуации, которая не только противоречит национальным интересам, но и напрямую угрожает их безопасности. Угрозы эти, по их мнению, заключаются, во-первых, в возрастании вероятности втягивания в вооруженный конфликт с Китаем, что воспринимается ими как крайне нежелательный вариант развития событий, а во-вторых, даже осуществленное мирным путем, присоединение Тайваня к Китаю в любом случае, по мнению американских и японских экспертов, обеспечит существенное его усиление во всех областях, прежде всего в экономической и военной. По существу, какони считают, это будет означать переход КНР в новую "весовую категорию". Как уже отмечалось выше, определенное количество работ западных специалистов наряду с критикой содержат и позитивные прогнозы дальнейшего развития ШОС, а также достаточно конкретные предложения по её развитию и повышению эффективности. Достаточно интересной и примечательной особенностью этих предложений является то, что практически все они, включая и те, в которых Китай определяется в качестве безусловного лидера ШОС, тем не менее, ставят перспективы развития Организации, повышение её эффективности и международного авторитета в зависимость, в первую очередь, от состояния России и проводимой ею политики. Одним из основных путей повышения эффективности организации, предлагаемых зарубежными экспертами, является расширение экономического сотрудничества в рамках организации. Преимущества такого сотрудничества (прежде всего по линии Россия-Китай) заключаются в особом положении России, которое позволяет не ограничивать его только регионами Центральной Азии, Сибири и Дальнего Востока. Наиболее очевидными направлениями экономического сотрудничества являются энергетика и транспорт в форме реализации нефтяных, газовых и электроэнергетических проектов, а также проектов трансконтинентальных транспортных коридоров с участием компаний стран-членов Организации.
Ми-17 ВВС Китая
В то время как некоторые зарубежные эксперты считают эти направления для ШОС наиболее перспективными, у других они вызывают по меньшей мере опасения. Так, например, японских политиков и экспертов значительно волнуют открывающиеся у Пекина возможности использования организации в своих экономических интересах. Как предполагают эксперты, прежде всего это может выразиться в получении Китаем гарантированного доступа к стратегически важным энергетическим ресурсам России и других государств-членов форума, что противоречит намерениям Токио, который сам стремится к этому. Кроме этого. Запад особо волнует торговля оружием и военными технологиями, которая уже сейчас составляет значительную долю экономического сотрудничества между Россией и Китаем. Предметом тревоги является вопрос надежности экспортного контроля, исключающего несанкционированные поставки оружия, его ключевых элементов и технологий, а также некоторых видов сырья и материалов (радиоактивных, химических, бактериологических). Западные эксперты единодушны в выражении своей неуверенности в том, что в борьбе за контракты на поставку оружия в России, а также центрально-азиатских государствах, все еще обладающих значительными излишками вооружений, доставшимися им от советских ВС, определяющими моментами будут государственный подход и право, а не лоббистское давление продавцов тех или иных видов вооружений, а также обслуживающих эти сделки банков. Очевидно, что этот момент требует особого внимания и деликатности от руководства РФ. Вопрос торговли оружием непосредственно выходит на собственно военное сотрудничество в рамках ШОС, которое может стать еще одним путем её укрепления и развития. Естественно,что роль первой скрипки здесь также отводится России. Используя свое положение почти монополиста на китайском рынке вооружений, она могла бы, как считают эксперты, постепенно включить Китай в многосторонний диалог по военным аспектам. Вначале это могло бы происходить в виде активизации совместных семинаров, обмена (а не одностороннего отправления в российские военные учебные заведения) преподавателями и слушателями, и т.п. В дальнейшем это может вылиться в регулярные совместные мероприятия оперативной и боевой подготовки, в результате которых возможно создание коллективных сил для решения конкретных задач по реальному обеспечению безопасности и поддержанию стабильности в регионе, борьбе с терроризмом и наркотрафиком. В ходе подобных контактов партнеры по ШОС имели бы возможность добиваться от Китая большей прозрачности военной доктрины и основных направлений военного строительства. Это могло бы способствовать развитию двусторонних стратегических российско-китайских отношений, в т.ч. по вопросам СНВ. Считая, что компенсация быстро растущей китайской военной мощи увеличением международной ответственности Пекина путем принятия им на себя дополнительных обязательств, подобных обязательствам Москвы и Вашингтона, в интересах всего международного сообщества, западные эксперты полагают, что ШОС и, в частности, Россия могли бы содействовать вовлечению Китая в процесс контроля над ядерными и обычными вооружениями, а также распространением ракетных технологий. В этих вопросах возможна была бы организация сотрудничества ШОС с другими международными организациями, имеющими значительный опыт в этих областях - ОБСЕ и НАТО.
Ми-8 ВВС РФ
Расширение масштабов сотрудничества в рамках ШОС в экономической и военной областях, а также конкретные результаты в борьбе с терроризмом и наркотрафиком в регионе, а значит, и обеспечение региональной стабильности в целом, будут неизбежно способствовать возникновению желания у других стран вступить в ШОС. Расширение Организации рассматривается как еще одно очень важное направление её развития. Недавнее вхождение в ШОС, пусть даже и в статусе наблюдателей, Индии и Пакистана уже выводит эту структуру на качественно новый уровень. В качестве еще одного, весьма знакового, кандидата в аналогичном статусе в настоящее время рассматривается Иран. При этом, как считается, падение выбора в качестве первых "новообращенных" именно на эти страны в большей степени определялось интересами Пекина, что объясняется расширением его участия в экономике Пакистана и активизацией военного сотрудничества с ним (в октябре 2003 г. Китай впервые проводил совместное с иностранным государством, Пакистаном, учение ВМС), а также явно заметным стремлением к нормализации отношений с Индией. Возможное присоединение к форуму Ирана расценивается крайне неоднозначно. С одной стороны. Запад очень хотел бы включить радикально исламизированный Иран в систему ответственных международных отношений. С другой стороны, западные эксперты не считают, что Россия и Китай могут выступить в качестве достаточно надежных гарантов для этого. Наоборот, по их мнению, вхождение в состав ШОС Ирана может привести к формированию нового (подобного Организации Варшавского Договора) военно-политического блока, враждебного "западной цивилизации", а значит и к непредсказуемым последствиям в развитии международной обстановки в долгосрочной перспективе. Конечно, как сразу оговаривается в этих оценках, такое развитие событий достаточно маловероятно, но и не является чем-то невозможным. В связи с этим, положительным фактором представляется присоединение к форуму Индии, которая воспринимается на Западе как страна, традиционно приверженная демократическим принципам управления. Поэтому её вступление в ШОС, как предполагается, будет способствовать устранению угрозы безусловного доминирования в ней одного-двух участников и практическому воплощению принципа "многополярности". Таким образом, все вышеизложенное подтверждает, что деятельность ШОС внимательно изучается руководством и экспертами ведущих западных стран. Анализ зарубежных материалов по вопросам деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества показывает, что большинство этих оценок носит в основном негативный характер. Анализ этой критики позволяет сделать предположение, что с точки зрения руководства США и Японии, для национальных интересов их стран в обозримой перспективе была бы гораздо предпочтительней если и не прямая конфронтация между Россией и Китаем, то, по крайней мере - сохранение между ними напряженности в течение как можно более длительного времени, и уж тем более Вашингтон и Токио никак не устраивает их объединение в единой многопрофильной международной структуре, которая может создать серьезный противовес не только утверждению лидерства США и Японии в регионе, но и их военному присутствию здесь. Интерес со стороны государств Европейского Союза носит, как правило, прикладной характер. Их руководителей ШОС в первую очередь интересует с точки зрения возможного вклада в борьбу с международным терроризмом и наркотрафиком, а также перспективы развития её возможностей в плане реализации топливно-энергетических и трансконтинентальных транспортных проектов.
Учения ШОС в Июль 2007
Очевидно, что сам факт такого внимания со стороны наиболее развитых стран мира свидетельствует о значительности роли организации в формировании региональной обстановки и её международном авторитете. Как признается практически всеми западными исследователями, сам факт создания и эволюции Организации за эти несколько лет является ярким критерием успехов сосуществования России и Китая, а также развития их отношений с другими центрально-азиатскими государствами и появившимися в регионе США. Наряду с этим, становится ясно, что из приведенных ниже недостатков, значительная их часть обусловлена объективными причинами, основной из которых является крайне небольшой, для организации такого рода и уровня, срок существования. К основным недостаткам, присущим ШОС в настоящее время, по мнению зарубежных специалистов, относятся:
- чрезмерно доминирующая роль России и Китая при "принудительном характере" членства остальных участников;
- усиление в результате деятельности Организации репрессивных тенденций во внутренней политике её членов и замедление демократических процессов;
-"избирательность" в выборе объектов направленности антитеррористической деятельности, с явным предпочтением борьбе с собственными сепаратистами;
- несовершенство механизма реализации решений, принятых руководящими органами форума, отсутствие в его структуре реальных инструментов для этого;
- недостаточный уровень развития сотрудничества в экономической и военной (включая "антитерроризм") областях, при фактическом отсутствии постоянно действующих органов для его координации и реальных шагов по созданию коллективных структур.
Ми-8 ВВС РФ

В качестве возможных путей развития и повышения эффективности Организации выдвигаются:
- наращивание состава Организации за счет принятия новых членов;
- совершенствование структуры Организации путем создания постоянно действующих органов с реальными полномочиями и возможностями для реализации принятых решений;
- развитие экономического сотрудничества в рамках ШОС с первоначальной концентрацией на реализации топливно-энергетических проектов с совместным участием компаний стран-участниц;
- развитие военного сотрудничества между членами Организации, одним из итогов которого должно стать вовлечение Китая в многосторонний диалог по военно-стратегическим аспектам, включая контроль над ядерными и обычными вооружениями, распространением ракет ных технологий;
- развитие военного сотрудничества между ШОС и другими международными структурами - ОБСЕ, НАТО и др.

В заключение можно сказать, что тенденциозный характер критики в оценках ШОС со стороны Запада, вместе с содержащимися в них определенными конструктивными моментами свидетельствуют о позитивной динамике развития форума. Очевидно, что постепенная консолидация участников Организации в процессе решения совместных задач вызывает опасения западных политиков и экспертов по поводу превращения её во влиятельный политический, а в перспективе и в военный альянс, способный препятствовать реализации интересов в первую очередь США, а также ориентированных на них стран. Как отмечается одним из американских экспертов: "этот процесс будет проходить на фоне борьбы за сохранение российско-китайской гегемонии в Центральной Азии в свете роста американского присутствия и упорного сопротивления исламских экстремистских группировок".





Автор: MiDiCproduction



Hosted by uCoz