Главная   Гостевая   Ссылки 

     Military informant . The second edition
 
 
IAR-99 Soim Легкий многоцелевой штурмовик

Основной производитель:    Румыния      
Имя:   IAR-99 Soim
Тип:   Легкий многоцелевой штурмовик
Год принятия на вооружение:   1996

Описание:

В начале 1980-х годов авиационный институт INAv (Institutul de Aviatic), расположенный в Бухаресте, приступил к разработке реактивного учебно-боевого самолета IAR-99 "Сойм" ("Сокол"), предназначенного для румынских ВВС. Несмотря на то, что Румыния являлась членом Варшавского договора, в области оснащения вооруженных сил боевой техникой Чаушеску проводил независимую политику, иногда идущую вразрез с "генеральной линией" ОВД. Именно такой "белой вороной" и являлась программа нового румынского УБС, который создавался параллельно с новой модификацией чехословацкого "Альбатроса", оснащался НАТОвским двигателем и оборудованием. Самолет имел классическую для УБС компоновку (в известной мере повторяющую компоновку таких самолетов, как "Хоук" или MB.339) и оснащался ТРДД Роллс-Ройс "Вайпер", лицензия на производство которого была закуплена в Великобритании.

В 1983 году модель самолета была продемонстрирована на авиационном салоне в Париже, в том же году на авиастроительном заводе в г. Краева началась постройка трех прототипов "Сойма", первый из которых поднялся в воздух 21 декабря 1985 года. В 1987 году ВВС Румынии заказали первую серию - 20 УБС. Вскоре последовал дополнительный заказ на 30 машин. Однако к 1991 году, когда политические изменения в Румынии на долгое время остановили все работы по производству авиационной техники, удалось передать заказчику лишь шесть самолетов второй серийной партии. Новых заказов на IAR-99 не поступало. В 1992 году состоялся первый полет усовершенствованного самолета, IAR-109 "Свифт", создаваемого при технической помощи Израиля. Вторая опытная машина этого типа в 1993 году была испытана в Израиле на аэродроме фирмы Бедек. На базе самолета "Свифт" предполагалось создание экспортного варианта IAR-109TF, предназначенного для использования в качестве учебно-тренировочного, а также легкого штурмовика для противоповстанческих действий. Конструкция. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным, практически прямым крылом, прямым горизонтальным и стреловидным вертикальным оперением. Крыло имеет профиль NACA 64.1.А-214 в корневой части и NACA 64.1.A-212 в концевой части. Положительный угол поперечного V равняется 3". Стреловидность крыла по 1/4 линии хорд составляет 6° 35 мин. Экипаж размещается по схеме тандем в герметизированной кабине, закрытой единым фонарем, в катапультных креслах Мартин-Бейкер Mk.IOL, обеспечивающих спасение на стоянке. Заднее катапультное кресло установлено с превышением 350 мм над передним. Шасси - трехопорное, с передним колесом. Все опоры - одноколесные. Основные стойки убираются в крыло поворотом к фюзеляжу, носовая стойка - в фюзеляж поворотом вперед. Основные пневматики имеют размер 552 х 164-10, носовой - 445 х 150-6. Силовая установка. На самолете установлен ТРДД Роллс-Ройс "Вайпер" Мк632-41М (1 х 1820 кгс), выпускающийся румынской фирмой "Турбомеканика". Топливо размещено в двух мягких баках, расположенных в центральной части фюзеляжа, а также в четырех крыльевых интегральных баках. Суммарная емкость внутренних топливных баков 1370 л. Заправка осуществляется "самотеком" через единую горловину в верхней части фюзеляжа. Под крылом возможна подвеска двух ПТБ по 225 л.

Системы и оборудование. Стандартное пилотажно-навигационное оборудование (в основном - советского типа) обеспечивает полеты и боевое применение в хороших метеоусловиях. Имеется центральная гировертикаль, радиовысотомер. Кабина оснащена обычными электромеханическими приборами с круглыми шкалами. В передней кабине установлен гиростабилизированный оптический прицел AA-1F и кинофотопулемет AFCT-1. Самолет IAR-109TF оснащен западным цифровым БРЭО, включающим лазерный дальномер, ИЛС, ИНС на лазерных гироскопах, радиовысотомер. Вооружение. Под фюзеляжем части самолетов установлен контейнер с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л (боекомплект - 200 снарядов). На четырех подкрыльевых узлах подвески могут размещаться четыре свободнопадающие бомбы калибром 250 кг или до 12 бомб (на строенных держателях) калибром 50 кг. В перегрузку возможен вариант подвески четырех ФАБ-100 и восьми ФАБ-50. Для ведения воздушного боя в состав вооружения могут входить две УР класса "воздух-воздух" с ТГС Р-Зс или Р-13. Неуправляемое ракетное вооружение может включать четыре блока L16-57 (в каждом размещено 16 57-мм НАР) или четыре блока L32-42 (каждый снаряжается 32-42-мм стабилизируемых вращением НАР). Возможна подвеска двух контейнеров со спаренными 7,62-мм пулеметами (боекомплект - 800 снарядов на контейнер).



Модификации:


    IAR-99 "Сойм"
    IAR-109 "Свифт"
    IAR-109TF - экспортный вариант

Технические характеристики:


    Модификация IAR.99
    Размах крыла, м 9.85
    Длина самолета,м 11.01
    Высота самолета,м 3.989
    Площадь крыла,м2 18.71
    Масса, кг
    пустого самолета 3200
    нормальная взлетная 4400
    максимальная взлетная 5560
    Топливо, кг
    внутренние топливо 1100
    ПТБ 350 ( 2 х 225 л)
    Тип двигателя 1 ТРД Turbomecanica (Rolls-Royce) Viper Mk. 632-41M
    Тяга нефорсированная, кН 1 x 17.79
    Максимальная скорость, км/ч 865
    Практическая дальность, км 1100
    Боевой радиус действия, км 345-385
    Продолжительность полета, ч.мин 2.40
    Максимальная скороподъемность, м/мин 2100
    Практический потолок, м 12900
    Экипаж, чел 2
Вооружение:


    одна 23-мм двуствольная пушка ГШ-23 с 200 патронами
    Боевая нагрузка - 1000 кг на 4 узлах подвески
    4 250-кг бомб, или 4 3х2 пакета с 50-кг бомбами,
    4 пакета с 2 100-кг и 1 50кг бомбой, или
    4 ПУ L-16-57 16х55-мм или L-32-42 32х40-мм НУР, или
    2 УР воздух-воздух с ИК ГСН, или
    2 контейнера с 2 7.62-мм пулеметами и 800 патронами.

   








Hosted by uCoz