Описание:
Этот двухместный самолет до последнего времени являлся, пожалуй, наиболее засекреченным китайским боевым ЛА нового поколения, о чем свидетельствует тот факт, что до начала 1997 года на страницах авиационной печати не появилось ни одной фотографии реального FB-7.
В середине 1980-х годов в КБ шанхайской авиастроительной фирмы XАС (Xian Aircraft Industry Corporation) началась разработка всепогодного истребителя-бомбардировщика JH-7 (Jianji Hongzha-7), призванного заменить основной ударный самолет фронтовой авиации Китая - Q-5. Авиазавод ХАС - плод советско-китайской "Великой дружбы" - был основан в 1958 году Ранее его основной продукцией являлись дальние бомбардировщики Н-6 (Ту-16), а также транспортные и пассажирские самолеты Y-7 (китайская вариация на тему Ан-24 и Ан-26), поэтому задание на постройку фронтового ударного самолета выглядело для этого предприятия несколько необычным По своей сложности программа создания нового истребителя-бомбардировщика была беспрецедентной для китайской авиационной промышленности. Если раньше в КНР лишь совершенствовали конструкции, разработанные в СССР (даже такие самолеты, как Q-5 или J-8 в значительной степени являлись развитием истребителей МиГ-19 и МиГ-21), то теперь создавалась авиационная система оружия, не имеющая прототипов ни в Китае, ни за рубежом.
Фронтовой-бомбардировщик JH-7 относился к одному классу с такими самолетами, как Су-24, F-111 и "Торнадо". Программы создания этих машин в свое время были ключевыми для авиационной промышленности СССР, США, Великобритании, ФР1 и Италии. Следует отмстить и тот факт, что на низковысотном всепогодном истребителе-бомбардировщике ранее "сломали зубы" французы и англичане, так и не сумевшие довести до серии такие самолеты, как "Мираж" G и TSR-2. О том, сколько "попортили крови" советским и американским разработчикам Су-24 и F-111 также хорошо известно Естественно, программа JH-7 требовала создания мощнейшей кооперации и поистине общенациональных усилии.
Новый самолет предназначался для нанесения высокоточных ударов по сильнозащищенным целям с применением как свободно-падающих бомб, так и управляемого ракетного оружия Боевой полет должен был выполнятся па предельно малой высоте с использованием режима огибания рельефа местности Кроме того, самолет был способен вести воздушный бой с использованием УР класса "воздух-воздух" Характер боевых задач определил состав экипажа - два человека и комплект бортового радиоэлектронного оборудования, которое должно было включав мощный радиолокационный комплекс, обеспечивающий применение оружия по малоразмерным наземным и морским целям, а также маловысотный полет в режиме следования рельефу местности
Требуемых летных характеристик можно было достичь, лишь установив на самолете высокоэкономичные двухконтурные двигатели, снабженные форсажной камерой Единственный имеющийся в Китае ТРДДФ Хиан WS9 (лицензионный английский двигатель Роллс-Ройс "Спей" Mk 202) соответствовал уровню технологии 1960-х годов и уже не мог удовлетворить создателей нового истребителя-бомбардировщика. Специально для JH-7 началась разработка первого "чисто китайского" ТРДДФ LM6 с довольно высокими характеристиками. Максимальная тяга нового двигателя должна была составить 7260 кгс на режиме "максимал" и 12 300 кгс на полном форсаже. Однако столь сложную задачу, как создание принципиально нового двигателя, в заданные сроки решить не удалось. Была предпринята попытка получить современные ТРДДФ в США, с которыми во второй половине 1980-х годов у Китая установились неплохие отношения. Вероятно, речь шла о приобретении ТРДДФ Пратт-Уитни F100 или Дженерал Электрик F110, устанавливавшихся на самолетах F-15 и F-16. Однако сделка не состоялась (американцы вообще весьма неохотно делятся своей технологией в области военного двигателестроения). В этих условиях было решено установить на опытные самолеты ТРДДФ WS9 в надежде, что к моменту завершения отработки JH-7 "дозреют" и новые двигатели.
Впервые модель самолета JH-7 (известного, также, как В-7) была публично продемонстрирована на международной авиационной выставке в Фарнборо в сентябре 1988 года. Собственно, на этом "гласность" в отношении программы и кончилась дальнейшие сообщения о самолете JH-7 носили отрывочный и "неофициальный" характер. Так, стало известно, что в конце 1988 года было построено два опытных самолета, первый из которых поднялся в небо на рубеже 1988-1989 годов Первоначально предполагалось, ч го серийная постройка новых истребителей-бомбардировщиков начнется уже в 1992-1993 гг , однако сроки реализации программы затягивались Сообщалось о трудностях в создании БРЭО, новых двигателей, других систем и оборудования В середине 1990-х годов заказчик - Народно-освободительная армия Китая - сделал малоутешительный вывод о том, что создать самолет, соответствующий требуемым характеристикам, в обозримом будущем вряд ли удастся Кроме того, наладившееся сотрудничество с Россией, охотно поставляющей КНР наиболее современные образцы авиационной техники, сделало программу менее актуальной Государственное финансирование работ по JH-7 было прекращено.
Однако точка в истории этого самолета поставлена не была. Покупая новейшие системы оружия за рубежом, Китай, тем не менее, является одним из основных мировых экспортеров боевых самолетов. Простые и относительно дешевые китайские версии советских истребителей 1950-60-х годов имеют хороший спрос в странах "третьего мира". Являясь надежным поставщиком, стойко выдерживающим политическое давление США, китайская авиационная промышленность уверенно продвигается на рынки Ирана, Пакистана и ряда других стран, поставки оружия которым по политическим причинам не приветствуются американцами
В декабре 1996 года стало известно о том, что правительством Ирана рассматривается возможность закупки в Китае большой партии истребителей-бомбардировщиков FBC-1 (экспортный вариант самолета JH-7), а также истребителей F-7 и F-8-IIM на общую сумму 4,5 млрд.долл. Сообщалось, что переговоры ведутся весьма успешно и подписание контракта возможно уже в середине 1997 года. Это событие может стать крупнейшим прорывом в экспорте китайского вооружения (вспомним, что сумма "контрактов века" на поставку КНР 48 самолетов Cу-27 оценивается в 1,7 млрд. долл. , а 40 Су-30 Индии - в 1,8 млрд. долл.)
Самолет, предложенный ВВС Ирана, планируется оснасти ТРДДФ WS9, выпускающимся в КНР в ограниченных количествах.
Дальнейшие планы фирма Xian связывает с экспортом самолетов в страны Азии и Латинской Америки, так как поставки самолета в ВВС Китая стали проблематичными после подписания контракта на поставку самолетов Су-30МКК. Всего к 2002 году произведено 18 экземпляров самолета, включая пять прототипов.
Конструкция. Самолет FB-7 выполнен по нормальной аэродинамическая схеме с высокорасположенным стреловидным крылом, имеющим двойной угол стреловидности (55° по 1/4 хорд в корне и 45° в концевой части) Экипаж, состоящий из двух человек, размещается по схеме "тандем".
Силовая установка состоит двух ТРДДФ WS9, 2 х 9200 кгс. Серийные истребители для китайских ВВС предполагалось оснастить перспективными ТРДДФ китайской разработки LM WS6 (2 х 12 300 кгс). На экспортных версия возможна установка двигателей российского производства АЛ-31Ф (эта версия была показана на выставке Zhuhai International Airshow в ноябре 1998 года).
Целевое оборудование БРЛС китайской разработки должна обеспечивать полег в режиме огибания рельефа местности.
Вооружение включает 23-мм пушку (китайский вариант ГШ-23), установленную в носовой части самолета Имеются четыре подкрыльевых узла внешней подвески. На концах крыла установлены АПУ для ракет класса "воздух-воздух" малой дальности.
На данный момент ВВС Китая приняли решение о модернизации самолета и закупить партию из 70-100 самолетов.