Основной производитель: Сербия
Имя: М80
Тип: Боевая Машина Пехоты
Год принятия на вооружение: 1978
|
|
В конце 1970-х гг. в Югославии была начата работа над созданием своей собственной боевой машиной пехоты, которая должна была заменить гусеничный БТР М60 национального производства. Немалый вклад в создание югославской БМП внесли французские специалисты из компании «Испано-Сюиза», поэтому по своей конструкции, компоновке и основным характеристикам машина представляла собой нечто среднее между советской БМП-1 и французской АМХ-10Р, но она имела и свои отличительные особенности. В ходовой части использовались некоторые элементы бронетранспортера М60Р. Новая боевая машина была принята на вооружение югославской армии под обозначением М80 (прототип обозначался как М980). В конце двадцатого века эта БМП успела поучаствовать практически во всех вооруженных конфликтах на территории бывшей СФРЮ.
Боевая машина пехоты М80 имеет классическую для этого типа машмн компоновку. В носовой части корпуса размещены моторно-трансмиссионное отделение (справа) и отделение управления (слева). Позади механика-водителя находится место командира машины, имеющее свой собственный люк и оборудованное дневным/ночным прибором наблюдения. Командирская башенка может вращаться на 360 градусов. В средней части установлена одноместная башня, образующая вместе с подбашенным пространством боевое отделение. За ним в корме машины расположены места для десанта. Корпус сварен из стальных бронелистов, имеющих рациональные углы наклона.
Двигатель HS-115-2 мощностью 191 кВт, главный фрикцион, коробка передач и планетарные механизмы поворота скомпонованы в одном блоке. Также в один блок объединены элементы системы охлаждения двигателя и воздухоочиститель. Доступ в МТО для обслуживания и ремонта осуществляется при помощи двух люков, расположенных в верхнем лобовом и верхнем правом бронелистах. БМП имеет максимальную скорость передвижения по шоссе до 58 км/ч, запас хода при этом составляет 500 километров.
В ходе серийного производства на М80 был установлен новый более мощный двигатель FAMOS-10B-003 (мощность 235 кВт), что позволило увеличить удельную мощность машины и, соответственно, скорость, которая составила 65 км/ч по шоссе и 7,8 км/ч на плаву. Эта модификация получила обозначение М80А.
Модификации:
• М80А (новый двигатель)
• М80А1 (БМП ВС Хорватии; установлена новая СУО)
• M80AK «Vidra» (установлена 30-мм пушка, тепловизор и т.д.; 2000 г.)
• М80А KB/KC (машина управления)
• M80А SPA (30-мм спаренная ЗСУ)
• M80А LT (самоходный ПТРК)
• M80A SAN (санитарная машина)
• M80A MOS (миноукладчик)
• SAVA (самоходный ЗРК с ЗУР «Стрела-10М2J»)
В боевом отделении оборудовано рабочее место наводчика-оператора и установлены бортовое вооружение с приводами наведения и приборами наблюдения и прицеливания, боеукладка пушки и ПТРК, баллоны системы противопожарного оборудования. Основное вооружение БМП – 20-мм автоматическая пушка М55 (производится в Югославии по лицензии «Испано-Сюиза») с боекомплектом в 400 выстрелов, способная вести борьбу с легкой бронетехникой противника, а также с низколетящими целями. Бронебойный снаряд способен пробить 20-30 мм брони на дальности до 800 м. С пушкой спарен 7,92-мм пулемет ПКТ, его полный боекомплект – 2250 патронов. В задней части башни оборудована сдвоенная пусковая установка ПТУР 9М14М «Малютка» с полуавтоматическим наведением по проводам (советского производства), еще две ракеты находятся в укладке в боевом отделении, перезаряжание осуществляется вручную через люк наводчика-оператора в крыше башни. Комбинированный дневной/ночной бесподстветочный прицел находится в левой части башни. Головка прицела может поворачиваться в вертикальной плоскости, что позволяет использовать его в качестве зенитного.
В десантном отделении размещены посадочные места для 7 стрелков имеющие индивидуальные перископические приборы наблюдения. Амбразуры для стрельбы из автоматов оборудованы вентиляторами отсоса пороховых газов и гильзоуловителями. Посадка десанта в машину и высадка из нее производятся через две герметично закрываемые двери в кормовом листе. Еще два люка размещены в крыше десантного отделения.
|
Ходовая часть состоит из пяти опорных и двух поддерживающих обрезиненных катков (на борт) с передним расположением ведущего колеса. Подвеска – торсионная. Гусеница мелкозвенчатая с резино-металлическим шарниром. Первая и последняя пары опорных катков имеют гидроамортизаторы. Верхняя ветвь гусеницы закрыта длинными узкими экранами.
БМП М80 имеет полностью герметичный корпус и способна без дополнительной подготовки вплавь преодолевать водные преграды со скоростью до 7,5 км/ч. Перемещение по воде происходит за счет перематывания гусениц. В задней части надгусеничных полок имеются гидродинамические решетки, а на верхнем лобовом листе – откидывающийся волноотражающий щиток большой площади.
На январь 2004 г. количество БМП М80 разных модификаций было распределено следующим образом: Сербия и Черногория - 557 машин, Словения - 26, Македония - 10, Хорватия - 104, Босния и Герцеговина - 35 и 103 машины (соответственно в Мусульмано-хорватской федерации и Армии Сербской Республики.
Все оригинальные права на БМП теперь принадлежат стране правоприемнице Югославии - Сербии
|