Основной производитель: США
Имя: M2 BRADLEY
Тип: Боевая Машина Пехоты
Год принятия на вооружение: 1997
|
|
После продолжительных работ по созданию своей собственной БМП в 1971 году армией США были разработаны тактико-технические требования «упрощенной» БМП, получившей индекс ХМ723. Фирма FMC к ноябрю 1974 года построила 11 образцов, бывших, по сути, развитием ранее предложенной ХМ765 с усиленным бронированием. Дешевой машина не получалась, но производитель и заказчик надеялись снизить стоимость ее эксплуатации на 28 % по сравнению с немецкой «Мардер».
Уже в 1978 году были представлены прототипы, вобравшие в себя элементы ХМ723 (схема компоновки и бронирования, моторно-трансмиссионная группа, ходовая часть, прицельные приспособления, стабилизированная в двух плоскостях пушечно-пулеметная установка). Неисправности трансмиссии задержали изготовление опытной партии до 1979 года. Опытные БМП и БРМ получили обозначение ХМ2 и ХМЗ. что показывало тесную связь программы с основным боевым танком ХМ1. Планировалось произвести для сухопутных войск 3600 ХМ2 и 3300 ХМЗ. Заказ на первые 75 ХМ2 и 25 ХМЗ был выдан FMC в 1980 году.
В 1981-м армия начала получать серийные БМП и БРМ. В октябре того же года они были приняты на вооружение как система М2/МЗ «Bradley» (в честь генерала армии Омара Нельсона Брэдли). М2 стала первой принятой на вооружение БМП второго поколения. Заказ на производство «Bradley» был выдан фирме «FMC Ground Systems Division» в г. Сан-Хосе (Калифорния). БМП состоит на вооружении СВ США (выпущено более 5000 ед.) и Саудовской Аравии.
Схема компоновки БМП М2 «Bradley» выполнена с расположением МТО впереди справа. Слева от него – место механика-водителя с регулируемым сиденьем и люком в крыше. Откидывающаяся назад крышка люка на марше фиксируется в открытом положении, но может быстро закрываться с помощью продольной рукоятки. В средней части корпуса находится двухместная башня, несколько смещенная к правому борту. В ней слева от орудия располагается наводчик, справа – командир. Для обоих предусмотрены люки с откидывающимися назад крышками. Крышка люка командира крепится на особой рамке и может приподниматься вверх для обеспечения ему кругового обзора. Башня имеет подвесной полик, а боевое отделение отгорожено от десантного перегородкой с проходом. Схема размещения десанта из шести человек необычна: два стрелка в средней части у левого борта (позади механика-водителя), двое – в задней части у правого борта и двое – у кормовой аппарели. Соответственно размещены и стрелковые установки в бортах и корме корпуса. Десантники располагаются на индивидуальных амортизированных регулируемых по высоте и положению сиденьях с откидными спинками. Быструю посадку и высадку пехотинцев обеспечивает откидная аппарель, при этом задние сиденья откидываются вверх к центральной стойке. В обычных условиях доступ в десантное отделение – через выполненную слева в аппарели дверь. В крыше десантного отделения выполнен люк с откидывающейся назад крышкой пирамидальной формы.
Модификации:
• М3 «Bradley» (боевая разведывательная машина. Серия с 1981 г.)
• М2А1/М3А1 (модерниз.ПТРК, новый снаряд, ФВУ и др. Серия с 1986 г.)
• М2А2/М3А2 (доп.бронирование, динамич.защита, форсир.двигатель. 1988-89 гг.)
• М2А2 ODS (изм. укладка, новая СУО и др. Начало 1990-х гг.)
• М2А3/М3А3 (доп.бронирование, БИУС «Ивис». 1995-96 гг.)
• М2 COMVAT (опытная БМП с 45-мм пушкой)
• M2 CVAST (опытная БМП с новой башней и 35-мм пушкой)
• М2 с композитной броней (опытная разработка)
• М2А2 с 35-мм пушкой (опытная)
• М2 ADАТS (универс.ракетн.комплекс; на базе М3А1)
• ЗРК «Кроталь» (на шасси М987)
• М6 «Linebacker» (опытная БМП с ЗРК ближнего действия)
• St-25 (проект ЗРАК на шасси компании «Thompson-CSF»)
• XM8 (CCVL; легкий танк с 105-мм пушкой)
• М3 «Стингрей» (опытная лазерная установка)
• опытн.электромагнитная пушка
• ATTV (санитарно-эвакуац. машина; шасси М987)
• AMV (опытная БРЭМ; шасси М987)
В башне установлен комплекс вооружения, состоящий из автоматической пушки, пулемета и пусковой установки ПТРК «Toy». 25-мм пушка М242 «Бушмастер» разработки фирмы «Хьюз Хеликоптер» и «МакДоннел Дуглас» (проект «Chain Gun») имеет внешний цепной привод автоматики и двухленточное питание, допускающее быстрый переход с одного типа выстрелов на другой. Электродвигатель мощностью 1,5 л.с. приводит в движение роликовую цепь, связанную с затворной рамой, с затвором и механизмом питания. Возможны три режима огня – одиночными выстрелами и очередями с темпом стрельбы 100 или 200 выстр/мин, максимальная скорострельность – 500 выстр/мин. Боекомплект составляют 900 унитарных выстрелов, из которых 300 (обычно 225 с осколочно-фугасными и 75 с бронебойными снарядами) снаряжены и уложены в башне, а 600 находятся в боеукладке в корпусе.
|
Машина оборудована автоматическим ППО, для действий на зараженной местности снабжена фильтровентиляционной установкой, обслуживающей только места экипажа; индивидуальными средствами защиты. Обеспечение коллективной защиты десанта было признано нецелесообразным, поскольку при спешивании происходит разгерметизация десантного отделения. На бортах и корме башни установлены корзины для ЗИП и дополнительного боекомплекта к пулемету.
В конструкции «Bradley» прослеживается стремление максимально удовлетворить ряд противоречивых требований – универсальное вооружение и хорошая защищенность при высокой подвижности, плавучесть и аэротранспортабельность. В результате ряда принятых компромиссов БМП соответствует этим требованиям, но фактически на пределе. Масса серийных машин превысила первоначальные 18,2 т на 2,1. Перевозиться они могут только тяжелыми транспортными самолетами С-5 «Гэлэкси» и С-141 «Старлифтер». Стоимость серийной «Bradley» оказалась в 10 раз выше М113А1.
|