Основной производитель: Россия
Имя: БМД-3
Тип: Боевая машина десантная
Год принятия на вооружение: 1987
|
|
Боевая гусеничная плавающая машина воздушно-десантных войск БМД-3 была принята на вооружение Советской Армии в 1990 г. Конструкция машины позволяет десантировать ее вместе с размещенным в ней боевым расчетом парашютным и посадочным способами с самолетов военно-транспортной авиации и посадочным способом с вертолетов. Машина имеет оригинальное шасси и унифицированную с БМП-2 башню с комплексом вооружения.
Внутреннее пространство машины условно делится на 3 отделения. В носовой части корпуса расположено так называемое переднее отделение, в котором оборудованы рабочие места механика-водителя (посередине), гранатометчика (у левого борта) и у правого борта — пулеметчика. Над каждым рабочим местом имеется свой люк с крышкой.
В середине машины находится боевое отделение, занимающее башню и подбашенное пространство. Сзади оно ограничено перегородкой, за которой размещено моторно-трансмиссионное отделение. В боевом отделении установлено основное вооружение машины и оборудованы рабочие места командира (справа от пушки) и наводчика-оператора (слева). Их сидения смонтированы на вращающемся полу башни.
У моторной перегородки на универсальных индивидуальных сидениях располагаются 3 десантника. У каждого из них есть амбразура с шаровой установкой для стрельбы из автоматов (по одной в борту и одна — в крыше кормового люка. Последний предназначен для спешивания стрелков и их посадки в машину. Всего в машине установлено 7 универсальных сидений — 4 в переднем и 3 в боевом отделениях. Эти сиденья предназначены для десантирования членов боевого расчета с машиной. В эксплуатации обычно используются 4 сиденья.
В корме машины в моторно-трансмиссионном отделении размещены двигатель и трансмиссия с обслуживающими их системами, два водомета, элементы системы управления движением, а также: по правому борту правый топливный бак, воздухозаборное устройство ФВУ, двигателя и вентилятора обдува компрессора, бак гидросистемы ходовой части; по левому борту левый топливный бак, масляный бак с маслозакачивающим насосом и подогревателем. Кроме того, 2 пневморессоры, водооткачивающий насос с электроприводом, термодатчики и распылители системы ППО, контактные свечи систем откачки воды из корпуса. Сверху МТО закрывается съемными листами и баком-крышей, установленным над двигателем.
Для обогрева внутреннего объема и питания электроэнергией различных потребителей на машине установлен автономный агрегат ГТА-18.
Комплекс вооружения машины включает 30-мм автоматическую пушку 2А42, спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ, ПТРК с ракетами 9М113 (9М113М). Кроме того, имеются установленные в корпусе курсовые пулемет и автоматический гранатомет.
Пушка имеет раздельное двухленточное питание и два темпа стрельбы: малый — 200-300 выстрелов в минуту и большой — 550. Перезаряжание пушки ручное, пиротехническое. В ее боекомплект, состоящий из 500 патронов, входят бронебойно-трассирующие (БТ), осколочно-фугасно-зажигательные (ОФЗ) и осколочно-трассирующие (ОТ) выстрелы. Прицельные дальности стрельбы по наземным целям в дневное время БТ снарядом составляют 2000, а ОФЗ и ОТ снарядами 4000 м. Ночью наибольшая прицельная дальность при использовании прожектора ОУ-5-1 достигает 800 м.
Спаренный с пушкой пулемет ПКТ имеет ленточное питание (в ленте 2000 патронов) и боевую скорострельность 250 выстрелов в минуту.
Для борьбы с танками и другими прочными целями машина оснащена комплексом управляемого оружия. Противотанковая ракета 9М113 (9М113М) имеет полуавтоматическую систему управления. Пусковая установка обеспечивает горизонтальный угол наведения поворотом башни (360 градусов), угол возвышения 15 и склонения 5 градусов. Дальность стрельбы ракетой (9м113) от 75 до 4000 м.
30-мм курсовой автоматический гранатомет АГС-17 установлен в левой передней части корпуса машины. Он имеет боекомплект 290 гранат, ленточное питание и высокий темп стрельбы: при автоматическом огне 350-450 и при стрельбе одиночными выстрелами 50-100 выстрелов в минуту. Предельная дальность стрельбы 1700 м.
Справа от механика-водителя размещена курсовая пулеметная установка. В ней используется ручной пулемет Калашникова со складывающимся прикладом РПКС-74. Пулемет является личным оружием члена боевого расчета, поэтому он применяется как для стрельбы из машины, так и вне ее. Для стрельбы из пулемета применяются патроны с обыкновенными и трассирующими пулями, снаряженные в магазины емкостью по 45 патронов (в боекомплекте 5 магазинов). Боевая скорострельность пулемета до 150 выстрелов в минуту. Стрельба из пулемета по легким наземным целям эффективна на дальности до 600 м.
Свой вклад в поражение и подавление легких наземных целей при действии с машины могут внести остальные десантники боевого расчета, ведя огонь из автоматов через 3 амбразуры. Для наблюдения и стрельбы рабочие места бойцов, размещенных у бортов, оснащены призменными приборами ТНПО-170А, а стрелок, сидящий посередине, пользуется прибором МК-4С. Боекомплект автоматов АКС-74 составляет 2160 патронов.
Кроме основного, в машине может размещаться дополнительный боекомплект из 360 патронов к пушке (БТ, ОФЗ и ОТ выстрелы) и двух ПТУР.
Для наблюдения наводчик-оператор пользуется тремя дневными призменными приборами ТНПО-170А и прибором с большими углами обзора в вертикальной и горизонтальной плоскостях ТНПТ-1, а при стрельбе бинокулярным перископическим комбинированным прицелом БПК-2-42. Дневная система этого прибора имеет поле зрения 10 градусов при кратности увеличения не менее х6, у ночной системы эти параметры соответственно составляют 6,6 градусов и 5,5 крат. У командира установлены, кроме уже упоминавшегося комбинированного перископического прибора ТКН-3МБ, два призменных прибора ТНПО-170А, перископический прибор ТНПТ-1 и монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3 с увеличениями х1,2 и х4 и углами поля зрения 49 и 14 градусов, предназначенный для поиска воздушных целей и наведения на них пушки (при стрельбе с места), поиска наземных целей и наведения на них пушки и спаренного пулемета при стрельбе с места и с ходу.
Наведение на цель пушки и спаренного пулемета осуществляется от пультов управления наводчика-оператора и командира. На машине используется электромеханический двухплоскостной стабилизатор вооружения 2Э36-4. Минимальная скорость стабилизированного наведения (в режиме АВТОМАТ) составляет 0,07 градус/с, максимальная — 6,0 градус/с. Перебросочные скорости в горизонтальной плоскости 30, в вертикальной плоскости 35 градус/с. Предусмотрено командирское целеуказание от кнопки прибора ТКН-3МБ, установленного в командирской башенке. Наряду с электромеханическим имеется ручной привод управления. При работе с ручным приводом обеспечивается угол склонения 5 градусов, угол возвышения 75 градусов. При работе в автоматическом и полуавтоматическом режимах эти углы составляют соответственно 4 и 75 градусов.
При стрельбе из курсового гранатомета АГС-17 гранатометчик использует перископический прибор-прицел ППБ-2-2 с полем зрения не менее 25,5 градуса. Для наблюдения у него имеется призменный прибор ТНПО-170А.
Для наблюдения и стрельбы из пулемета РПКС-74 пулеметчик использует перископический прибор ТНПП-220А с одно- и полуторакратным увеличениями и призменный прибор ТНПО-170А.
Защита боевого расчета и внутреннего оборудования машины от обычных средств и оружия массового поражения обеспечивается прочностью, жесткостью и герметичностью броневых конструкций корпуса и башни, а также применением специальных защитных устройств и систем, повышающих стойкость машины к воздействию средств противника.
Корпус машины сварен из катаных листов броневого алюминиевого сплава. Лобовые детали корпуса имеют сравнительно большие углы наклона, что повышает их защитные свойства. Бортовые детали вертикальны. С целью обеспечения достаточной жесткости и приемлемой противоминной стойкости днище корпуса имеет два продольных зига и четыре поперечных балки.
Башня сварена из стальных броневых деталей. В целом, корпус и башня защищают от 7,62-мм пуль с любой дальности вкруговую, их лобовые детали — от 12,7-мм пуль. При этом обеспечивается также защита от осколков снарядов и мин.
На внутренних поверхностях люков обитаемых отделений закреплен подбой из специального поглощающего материала, улучшающий защиту от проникающих излучений. Герметичность внутреннего пространства обеспечивается соответствующими уплотнениями. Фильтровентиляционная установка обеспечивает создание в обитаемых отделениях избыточного давления около 245 Па (25 кгс/кв.м). Для индикации опасности воздействия ОМП в машине используется гамма-датчик ГД-1. Система коллективной защиты от ОМП включается автоматически или вручную. Элементы этой системы используются также для обеспечения обитаемости. В частности, с помощью ФВУ и вытяжного вентилятора башни производится вентиляция обитаемых отделений, от ФВУ по индивидуальной разводке подводится воздух к рабочим местам членов боевого расчета в корпусе (к местам командира и наводчика-оператора воздух поступает от воздухозаборного устройства).
Для борьбы с пожарами предназначена автоматическая система ППО двухкратного действия. Она содержит 2 баллона с огнетушащим составом (фреон 114В2), 4 термодатчика, управляющую и коммутирующую аппаратуру. Имеется также 2 ручных огнетушителя ОУ-2.
На бортах башни установлено по 3 дымовых гранатомета системы 902В. Пульт запуска дымовых гранат размещен у наводчика-оператора. При пуске 6 дымовых гранат образуется завеса шириной не менее 80 м.
Обладая высокой удельной мощностью (32 л.с./т), машина имеет высокие показатели подвижности. Ее средняя скорость движения по сухой грунтовой дороге составляет 47-49 км/ч, машина преодолевает подъем 35 и крен 25 градусов, ров шириной до полутора метров, может входить в воду с берега крутизной 30, а выходить из воды на берег крутизной 25 градусов.
На машине установлен четырехтактный многотопливный дизель 2В-06-2 с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, с оппозитным расположением цилиндров. Его мощность от 400 до 450 л.с. В системе питания воздухом используется двухступенчатый воздухоочиститель с автоматическим эжекционным удалением пыли из пылесборника. Его первая ступень представляет собой циклонный блок, вторая ступень — промасленные кассеты. Система охлаждения двигателя жидкостная, высокотемпературная, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и эжекционным просасыванием воздуха через радиаторы. Форсуночный подогреватель с жаротрубным котлом и теплообменником обеспечивает предварительный подогрев двигателя в холодную погоду. Обычно пуск двигателя производится сжатым воздухом, дополнительная система пуска — электростартером.
Трансмиссия машины состоит из механизма передач и поворота (МПП), бортовых редукторов, остановочных тормозов и приводов управления. МПП гидромеханический с фрикционным включением 2, 3, 4 и 5 передач, с шестернями постоянного зацепления и дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемной передачей. Он обеспечивает по 5 передач переднего и заднего хода и бесступенчатое регулирование радиусов поворота. Остановочные тормоза дисковые, двустороннего действия. Бортовые редукторы соосные, планетарные с плавающими элементами. Приводы управления трансмиссией электрогидравлические с электронным блоком автоматики и гидравлическими исполнительными механизмами. Имеется также ручной привод с механическими и гидравлическими исполнительными механизмами.
Гусеничный движитель имеет заднее расположение ведущих и переднее направляющих колес. Ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами, направляющие колеса сварные, с обрезиненными ободами. Опорные катки (по 5 на борт) односкатные, с массивными резиновыми шинами, поддерживающие катки (по 4 на борт) также обрезиненные односкатные. На машине может использоваться два типа гусениц — основные (скоростные) и уширенные (снегоболотоходные). Первые — цевочного зацепления с последовательными резинометаллическими шарнирами; вторые — с последовательными открытыми металлическими шарнирами и сочлененными двойными траками, установленными на удлиненных пальцах. Ширина трака, соответственно, составляет 380 и 600 мм. Механизм натяжения гусениц гидравлический с регулировкой степени натяжения.
|