Анализ боевых действий авиации
в военных конфликтах последних
лет показал высокую эффективность
специализированных самолетов-штурмовиков, предназначенных
для поражения, в первую очередь, бронированной
техники и живой силы противника
непосредственно на поле боя (в том
числе на малых высотах). |
|
| Су-39 Липетск 17 августа 2005 : фото Ian Matthews |
По большому
счету, до настоящего времени их было
только два: американский А-10 и российский
Су-25. Но совсем недавно появился
третий – новейший отечественный Су-39,
который вобрал все самое лучшее от
предшественника Су-25, прошедшего
жесточайшую проверку в Афганистане
и других локальных войнах. Су-39 получил
современное мощное высокоточное
вооружение, новейшие высокоэффективные
радиолокационный комплекс и станцию
радиотехнической разведки – словом,
все то, без чего не может обойтись современный
боевой самолет. Разработана понастоящему
«умная», маневренная
и хорошо оснащенная «летающая крепость
», еще и очень простая в управлении.
Сейчас на полигонах Министерства
обороны РФ завершаются ее государственные
испытания.
Сказать, что Су-39 штурмовик, – ничего
не сказать. Это совершенный «ударный
комплекс». Хотя его основное предназначение
– удары по танкам и надводным целям,
он эффективно поражает укрепленные
позиции, объекты инфраструктуры
противника, самолеты и вертолеты в воздухе,
средства противовоздушной обороны.
Су-39 самостоятельно выявляет цели,
определяет приоритетную из них и вид
оружия. А выбрать есть из чего. На десяти
узлах подвески, по пять на каждом крыле,
можно установить до 16 противотанковых
управляемых ракет «Вихрь», до четырех
противокорабельных и противорадиолокационных
управляемых ракет класса
«воздух – земля», широкий спектр управляемых
ракет класса «воздух – воздух»,
до 8 пусковых блоков со 160-ю неуправляемыми
ракетами, авиабомбы различного
калибра, зажигательные баки, до четырех
подвесных пушечных установок.
Кроме того, в фюзеляж встроена двуствольная
30-мм пушка ГШ-30. Общая
масса боевой нагрузки – до 6000 кг.
Современное пилотажно-навигационное
оборудование сделало самолет
всепогодным и круглосуточным и позволяет
выполнять полет в автоматическом
режиме.
Характерная черта Су-39 – уникальная
боевая живучесть, которая обусловливается
цельносварной кабиной из титановой
брони с лобовым оптическим бронеблоком,
протектированием и заполнением
пенополиуретаном поверхности топливных
баков, броневой и противопожарной
защитой мотоотсеков. Это исключает поражение
летчика и жизненно важных
систем самолета крупнокалиберными пулями,
малокалиберными снарядами и осколками
ракет. По сравнению с предшественником
защита стала более мощной
и надежной за счет комплекса радиоэлектронной
борьбы, систем постановки
активных помех и авиационных ложных
целей.
В целом новейший ударный комплекс
Су-39 по эффективности боевого применения
при действиях по наземным и морским
целям превосходит аналогичные отечественные
и зарубежные самолеты.
| Су-25ТМ 5 сентября 2006 : фото Karl Drage; |
В последнее время многие государства задаются вопросом: как уменьшить военные расходы без снижения уровня своей обороноспособности ниже черты разумной достаточности. ОКБ им. П.О. Сухого предлагает свой вариант ответа: "хочешь разоружения - перевооружайся". Смысл этой формулы заключается в замене устаревшей военной техники относительно небольшим количеством многоцелевых самолетов нового поколения. Перевооружение авиационных частей непосредственной поддержки сухопутных войск на самолеты Су-39 позволит сократить их численность в три раза. При этом число летательных аппаратов и военнослужащих, а значит и расходы на содержание армии, уменьшаются без ущерба для национальной безопасности.
По мнению аналитиков, главной задачей авиации обороняющейся стороны в начальный период современной войны между двумя государствами будет уничтожение ударных бронетанковых соединений агрессора, или, по крайней мере, снижение темпов их продвижения вглубь национальной территории с тем, чтобы дать своим сухопутным войскам время на перегруппировку и организацию ответных действий. Штурмовики Су-39 способны решить такую задачу в радиусе до 900 км.
Идея использования авиации против танков - не нова. В начале семидесятых годов США и СССР создали бронированные реактивные штурмовики А-10 и Су-25, успешно участвовавшие в боевых действиях. Поначалу второе пришествие относительно тихоходных "летающих танков", случившееся в эпоху сверхзвуковых скоростей, встретило непонимание и скептицизм со стороны военных. Генерал Шварцкопф, командовавший многонациональными силами во время войны с Ираком, признался, что только "Буря в пустыне" изменила его отношение к бронированным самолетам огневой поддержки: "Я понял, что штурмовики А-10 - незаменимы; без них мне было бы труднее одержать победу".
Но время не стоит на месте, и на сегодняшний день эффективность А-10 и Су-25 уже считается недостаточной. Они, в частности, не обеспечивают надежного поражения мобильных точечных целей в условиях низкой облачности и ночью. На замену устаревших самолетов в России и был разработан штурмовик Су-39.
Су-39 (главный конструктор Владимир Бабак) является последней модификацией дозвукового одноместного штурмовика Су-25, показавшего чрезвычайно высокую эффективность во время войны в Афганистане. На базе этого штурмовика первоначально по заданию МО РФ LОКБ Сухого¦ создало Су-25Т. Новый самолет предназначен для решения трех основных задач:
-уничтожение танков, БМП, БТР и САУ на марше, поле боя и местах их сосредоточения перед вводом в бой в сложных метеоусловиях днем и ночью;
-уничтожение морских целей типа быстроходных катеров, десантных барж, фрегатов и эсминцев;
-уничтожение авиации сухопутных войск, ударных и тяжелых военно-транспортных самолетов на земле и в воздухе.
Главными инструментами Су-25 стали круглосуточный автоматический прицельный комплекс Шквал Красногорского завода им. Зверева и 16 штук ПТУР Вихрь. Так как Су-25Т отличает чрезвычайная устойчивость в полете, то на расстоянии в 10 км главное прицельное устройство LШквала¦ дает точность наведения в 60 см, что в 10 раз выше, чем это достигается на других боевых самолетах. Так как вероятность поражения ПТУР Вихрь, то один боезапас этих противотанковых ракет способен уничтожить 14 танков противника. (Для сравнения Су-25 несет 160 неуправляемых ракет С-8, которые способны уничтожить 1 танк).
Бортовая станция радиотехнической разведки "Пастель" предоставляет летчику Су-39 полную информацию о работающих наземных и воздушных РЛС, что позволяет ему не только своевременно подготовится к отражению атак истребителей, но и применить по наиболее опасным наземным РЛС противорадиолокационные ракеты Х-31П и Х-58УЭ. Если рабочая частота РЛС не попадает в диапазон головок самонаведения Х-31П и Х-58УЭ, ее выводят из строя с помощью лазерных ракет типа Х-25МЛ или "Вихрь". Основное назначения "Вихря" - поражение, прямым попаданием, современных танков и БМП с толщиной брони до 1 м. Вероятность уничтожения движущегося танка типа "Леопард-2" одной ракетой "Вихрь", выпущенной с Су-39 по целеуказанию от оптико-электронного комплекса "Шквал", составляет 0.8-0.85. В арсенале самолета есть и более тяжелые управлямые ракеты Х-29Л, Х-29Т и Х-25МЛ.
Однако именно наличие "Вихрей" делает Су-39 действительно универсальным самолетом. Сверхзвуковая скорость, высокая точность попадания и относительно большая дальность стрельбы позволяют успешно применять эти ракеты по наземным, морским и воздушным целям. Так, например, вертолет типа "Апач" обнаруживается "Шквалом" на дальности 6 км и уничтожается "Вихрем" с вероятностью 0.9. Во время испытаний прямым попаданием ракеты был сбит самолет-мишень Ту-16. Боекомплект из 16 "Вихрей" позволяет штурмовику уничтожить в одном боевом вылете порядка 12 танков и вертолетов в любом сочетании.
Считается, что при атаке механизированных соединений противника самолетам штурмовой авиации целесообразно действовать совместно с противотанковыми вертолетами, эффективными над полем боя и малопригодными для действий в глубине вражеской обороны (по причине высокой уязвимости от огня ПЗРК, зенитной артиллерии и стрелкового оружия). Радиоэлектронные средства противодействия, комплекс боевой живучести и высокая скорость позволяют Су-39 выполнять боевые задачи над территорией противника с большой вероятностью возвращения на свой аэродром.
Особо следует отметить, что с помощью "Вихрей" Су-39 может расстреливать танки противника оставаясь вне зоны действия его зенитных средств. Относительно небольшие величины минимальной дистанции до цели и разрешенной высоты пуска ракеты позволяют работать "Вихрем" в условиях ограниченной видимости (например, при метеоминимуме 2 км на 200 м). В условиях Европы, которая нередко прикрыта облачностью с нижней кромкой 200 м, только Су-39, вооруженный ракетами "Вихрь", может успешно бороться с подвижными бронированными целями.
В развитие Су-25Т ударный самолет Су-39 получил дополнительно радиолокационный прицельный комплекс Копье, размещенный в подвесном контейнере. Этот .комплекс позволяет поражать высокоточным оружием круглосуточно при любых погодных условиях и при активном противодействии средств ПВО противника цели на море, на суше и в воздухе на расстоянии до 1000 км от аэродрома базирования.Су-39 при действии по земле способен наносить удары по подвижным малоразмерным и площадным целям с дальности до 15 км при активном противодействии подвижных ЗРК, ЗСК и переносных зенитно-ракетных комплексов противника в условиях ограниченного пространства над целью и в труднодоступных горных районах, когда применение других ударных комплексов практически невозможно. При действии по морским надводным целям Су-39 обнаруживает и уничтожает самостоятельно ракетами Х-31А и Х-35Э боевые корабли - от скоростного катера до эсминца (воздушный борт может нести до 4 противокарабельных ракет). Самолет способен бороться с помощью ракет воздух-РЛС с радиоизлучающими целями и уничтожать современные комплексы ПВО вне зависимости от методов их работы. Оснащение Су-39 ракетами воздух-воздух позволяет ему противостоять атакам истребителей противника, а также уничтожать цели типа штурмовик, истребитель, бомбардировщик, транспортный самолет, вертолет в режиме висения, дистанционно-пилотируемые летательные аппараты, противокарабельные и крылатые ракеты.
| Су-39 Жуковский 22 августа 2003 : фото Sergey Riabsev |
Процесс нанесения ракетно-бомбовых ударов самолетом Су-39 максимально автоматизирован. Полет по маршруту и выход на цель осуществляется автоматикой по данным, вводимым в бортовой вычислительный комплекс непосредственно перед вылетом. Текущие координаты самолета определяются с помощью спутниковых систем GLONASS и NAVSTAR с точностью до 15 м, либо в инерциальном режиме с коррекцией по оптическому локатору и радиолокатору.
В момент выхода в район цели бортовой оптико-электронный прицельный комплекс "Шквал" начинает работу в режиме сканирования местности. В зависимости от высоты полета, он просматривает полосу шириной от 500 м до 2 км. Обнаружив цель на телевизионном экране, летчик производит привязку к цели, накладывает прицельную рамку и включает режим сопровождения цели телеавтоматом. Ведомый системой автоматического управления, самолет автоматически доворачивает на цель.
При выполнении бомбовой атаки летчик удерживает боевую кнопку в нажатом состоянии до тех пор, пока не произойдет автоматическое отделение боеприпаса при прохождении расчетной точки сброса. В случае использования управляемых ракет летчик производит пуск нажатием на боевую кнопку и наблюдает результаты стрельбы на телевизионном экране. Повторный заход и выход из атаки осуществляются нажатием на соответствующие кнопки.
При выполнении полета ночью задачи бомбометания и пуска лазерных ракет решаются низкоуровневой телевизионной системой "Меркурий", которая размещается в подвесном контейнере. В отличии от своих западных коллег, которые, в основном, используют тепловизоры в качестве пилотажных систем, специалисты ОКБ им. П.О. Сухого возлагают надежды на тепловизоры прежде всего как прицельные комплексы. Несмотря на заметный прогресс в развитии таких систем за последние годы, их разработчикам предстоит еще немало потрудиться над своими изделиями прежде чем те удовлетворят жестким требованиям самолетостроителей.
Благодаря высокой степени автоматизации полета, психологическая и физическая нагрузка на человека существенно снижается, что позволяет летчикам увереннее справляться с поставленной боевой задачей. Благоприятное влияние на морально-психологическое состояние пилота оказывает усиленная защита кабины, сварная титановая конструкция которой выдерживает попадания пуль, осколков и снарядов калибра до 30 мм.
Су-39 способен производить взлет-посадку с боевой нагрузкой на ограниченно подготовленной ВПП с грунтовым покрытием, в том числе с расположенных в горах на высоте до 3000 м над уровнем моря с длиной полосы 1200 м. Средства боевой живучести самолета общим весом 1115 кг обеспечивают практически 100-процентную защиту летчика и всех жизненно важных агрегатов от их поражения стрелково-пушечным вооружением калибра до 30 мм, а также возврат его на аэродром посадки при поражении ПЗРК типа LСтингер¦. Это достигается, в частности, разнесенной и защищенной фюзеляжем двухдвигательной силовой установки и возможностью полета на 1 двигателе. Пилота защищают титановая кабина, выдерживающая прямое попадание снаряда калибра до 30 мм, лобовое бронестекло и броненадголовник.
Силовая установка Су-39 состоит из двух турбореактивных двигателей Р-195 с ПГЛ-40СМ и ГСР-СТ-12/40Д тягой по 4500 кг. Следует отметить их пониженную инфракрасную заметность. Су-39 несет боевую нагрузку в 4000 кг. Вооружение представлено встроенной пушечной установкой ГШ-30 калибра 30 мм и большой номенклатурой ракет и бомб, которые размещаются на 11 точках подвески. Это управляемое оружие Lвоздух-поверхность¦ 6 типов, ракеты Lвоздух-РЛС¦ и Lвоздух-воздух¦ по 3 типа, ракеты Lвоздух-корабль¦ 2 типов, неуправляемые ракеты 3 типов, в том числе в блоках, авиабомбы весом от 100 до 500 кг, зажигательные баки. По критерию стоимость - эффективность Су-39 превосходит американский F-16C, французский LМираж-2000-5¦, и шведский LJAS-39¦ в 1,4-2,2 раза. Самолет может эксплуатироваться на дизельном топливе без ограничения ресурса и не требует высококвалифицированного технического обслуживания, доступен в освоении летчикам любой квалификации.
Отработка "Шквала" и "Вихрей" была успешно завершена в 1993 году, в процессе государственных испытаний восьми самолетов Су-25Т. Всего было выполнено более 3000 полетов и около 40 пусков ракет "Вихрь". В течении 1996 года специалисты ОКБ им. П.О. Сухого проводили "привязку" РЛПК "Копье", ракет "воздух-воздух" и "воздух-корабль" к новой бортовой системе управления оружием и завершали доработку второго опытного самолета - он несет "живую" РЛС. В августе 1996 года к программе испытаний присоединится третий экземпляр Су-39, достраивающийся на авиазаводе в Улан-Уде. В будущем планируется построить еще несколько предсерийных Су-39.
Таб-1: "Летно-технические характеристики"
|
Модификация |
Су-39 |
Размах крыла,
м |
14.36 |
Длина
самолета,м |
15.06 |
Высота
самолета,м |
5.20 |
Площадь крыла,
м2 |
30.10 |
Масса ,
кг |
|
пустого
самолета |
10600 |
нормальная взлетная |
16950 |
максимальная
взлетная |
21500 |
Топливо,
л |
4890 |
Тип
двигателя |
2 ТРД
Р-195(Ш) |
Тяга не
форсированная, кгс |
2 х
4500 |
Максимальная
скорость у земли, км/ч |
950 |
Перегоночная
дальность, км |
2500 |
Боевой радиус
действия, км |
|
у
земли |
650 |
на
высоте |
1050 |
Практический
потолок, м |
12000 |
Макс.
эксплуатационная перегрузка |
6.5 |
Экипаж,
чел |
1 |
|
Таб-2: "Вооружение самолета"
|
Вооружение: |
одна 30-мм пушка
ГШ-30 Боевая нагрузка : нормально - 2360 кг,
максимально - 4400 кг на 11 узлах подвески
ПТУРК Вихрь с 16 ПТУР (2х8 блоков) 4 УРВП
Х-25МЛ или С-25СЛ или 4 ПКР Х-31А, Х-35, 2 ПРЛУР
Х-31П или Х-58УЭ или До 4 УРВВ Р-60 или Р-73Э НУР
калибра 57-370-мм, бомбы (обычные, наводимые, кассетные)
или зажигательные баки |
|
|