Подводные лодки типа «Вирджиния» — новейшие многоцелевые АПЛ ВМС США. Предназначенны для борьбы с подводными лодками на глубине и для прибрежных операций.
|
|
Проектирование серии началось в конце 80х годов, головная лодка нового типа — SSN 774 «Вирджиния» вошла в состав флота в 2004 году. Предполагается, что в течение ближайших 20 лет ВМС США получит 30 лодок типа «Вирджиния», которые сменят в составе флота АПЛ типа «Лос-Анджелес», строившиеся с 1976 года по 1996 год. Первоначально планировалось замена АПЛ типа «Лос-Анджелес» на АПЛ типа «Сивулф» («Морской волк»), но из-за слишком высокой стоимости и изменения стратегических приоритетов было отдано предпочтение АПЛ типа «Вирджиния».
Планируется, что «Гавайи» будет нести службу в Азиатско-тихоокеанском регионе.
3 мая 2008 года в Уилмингтоне (штат Северная Каролина) торжественно введена в состав ВМС США четвёртая АПЛ SSN 777 «Северная Каролина».
В июне 2008 года завершено строительство пятой подводной лодки. Ей стала «Нью-Гэмпшир». Принятие на вооружение планируется на октябрь 2008 года.
Ударные АПЛ типа «Вирджиния» являются улучшенными многофункциональными атомными подводными лодками с применением технологии "стелс" предназначенными для борьбы с подводными лодками на глубине и для прибрежных операций. Несмотря на то что для замены АПЛ типа Улучшенный Лос Анжелес, составляющих основу американских многоцелевых АПЛ была разработана АПЛ Сивулф, предназначенная в основном для борьбы с Советскими АПЛ, её слишком высокая стоимость, а также изменение стратегических приоритетов, привели к выработке ВМС США требований по созданию новой, меньшей ударной АПЛ нового поколения.
Атомный реактор GES9G имеет две турбины, которые будут передавать свою энергию на один гребной винт и один водомет. Интересно, что реактор S9G - «одноразовый». Он впервые в мировой практике не требует перезарядки в течение всего жизненного цикла корабля - от постройки до утилизации.
Инженерные, конструкторские и строительные подразделения "Электрик Бот" в сотрудничестве с Командованием Военно-Морских систем (NAVSEA), ВМС США широко применяли при разработке АПЛ программные средства автоматизированных систем проектирования CAD/CAE для создания оптимального дизайна корабля.
Уровень шумности АПЛ класса «Вирджиния» на находится уровне АПЛ «Сивулф», и более низкий чем у российских АПЛ 3-го поколения проекта 971 «Щука-Б» (по классификации НАТО — «Improved Akula»). Для достижения этого уровня в конструкции «Вирджиния» используются новые «глушашие» покрытия, система изолированных палуб и новая конструкция энергетической установки. Для уменьшения уровня шума гребной винт установлен в кольцевом обтекателе (фенестроне) глубиною примерно соответствующей диаметру винта.
Впервые в мировой практике на лодке отсутствует традиционный перископ. Вместо него используется многофункциональная телескопическая мачта, не проникающая в прочный корпус, на которой установлены телекамера, передающая по волоконно-оптическому кабелю изображение на экран в центральном посту, антенны радиоэлектронной разведки и связи, датчик инфракрасного наблюдения. Инфракрасный лазер используется в качестве дальномера.
Для обнаружения мин используется необитаемые автоматические аппараты с временем автономной работы до 18 часов и разрещающей способностью сонара 10 см.
Отечественным аналогом лодок типа «Вирджиния» являются близкие по основным размерениям и скорости хода АПЛ проекта 885 «Ясень», (тип «Северодвинск»).
Корпус АПЛ включает интегрированные конструктивные блоки, которые соответствуют стандартному по ширине 19- и 24-дюймовому оборудованию, для облегчения установки, ремонта и модернизации систем корабля. На АПЛ применяется модульная, изолированная структура палуб, например командный центр будет устанавливаться как отдельный единый модуль закреплённый на снабжённых "подушками" крепёжных местах. Системы управления АПЛ оснащены компьютерными "тач скринами" (touch screen - "касаться экрана", т.е. управление осуществляется с монитора прикосновениями руки к изображённым на экране кнопкам, меню и т.д. - ВМК), управление погружением производится с помощью четырёхкнопочного двух координатного джойстика.
Уровень шумности АПЛ «Вирджиния» будет равен уровню АПЛ Сивулф, и более низок по сравнению с Российскими АПЛ 4-го поколения проекта 971 Щука. Для достижения этого уровня «Вирджиния» соединяет в себе новые "глушашие" покрытия, систему изолированных палуб и новую конструкцию энергетической установки.
На АПЛ будет установлена система C3I (Command, Control, Communication and Intelligence - Управление, Контроль, Связь и Разведка), которая будет объединять все системы корабля гидролокаторы, средства противодействия, навигации, управления оружием.
АПЛ «Вирджиния» оборудуются системой акустичекого противодействия AN/WLY-1.
Особая роль при использовании лодок NSSN отводится специальным операциям. На их борту - помещения для диверсантов и боевых пловцов. Они смогут покидать субмарину в подводном положении через шлюзовую камеру, а также воспользовавшись 55-тонной мини-подлодкой ASDS, в походном положении закрепленной на палубе. ASDS с экипажем из двух человек способна перебросить восемь диверсантов с вооружением и оснащением на 125 миль от лодки-матки.
Подводная и радиоэлектронная разведка - давно освоенная американскими субмаринами сфера деятельности. Но лодки типа «Вирджиния» будут способны осуществлять и... воздушную разведку заморских территорий. В США проходит испытания беспилотный разведывательный летательный аппарат "Предатор" ("Хищник"), запускаемый с борта субмарины, находящейся в подводном положении. Он предназначен для сбора информации в интересах диверсионных групп и для целеуказания при осуществлении ударов по наземным объектам. Для выполнения тех же задач создан аппарат "Си Феррет" ("Морской хорек"). Но он может использоваться и как разведывательно-ударный. Каждая лодка способна принимать от четырех до шести "Хорьков". Часть из них будет обнаруживать цели, а другая - уничтожать их. Поскольку главная операционная зона субмарин типа «Вирджиния» - акватории у чужих берегов, то они могут стать жертвами противолодочных кораблей и вертолетов противника. Вот почему на NSSN предполагается иметь средства самообороны.
SSN 774 Вирджиния построен/спущен в 2004г.
SSN 775 Техас построен/спущен в 2005г.
SSN 776 Гаваи построен/спущен в 2007г.
Рассматривается вопрос о приобретении у консорциума западноевропейских стран НАТО ракет "Полифем", управляемых по волоконно-оптическому кабелю. Один из вариантов этой ракеты - "Тритон" - способен поражать противолодочные вертолеты на значительных дистанциях от лодки.
|