Описание:
На вооружение индийских сухопутных сил 21 июня поступили новейшие сверхзвуковые крылатые ракеты BrahMos, созданные совместно с российским НПО Машиностроен ия, сообщает India Defense.
Скорость ракеты, получившей индекс, превышает 2700 километров в час, дальность полета достигает 300 километров. Ее вес равен трем тоннам, а вес боеголовки - 200 килограммам. Ракета может идти на сверхмалых высотах - 5-10 метров и совершать сложные маневры, что сильно осложняет ее обнаружение и сокращает время, отпущенное на ее перехват.
BrahMos оснащен двухступенча тым носителем. Первая, твердотоплив ная часть, придает ракете необходимое ускорение, а затем начинает работать более экономичный жидкостной двигатель. За счет этого значительно увеличивается как ее скорость, так и радиус действия.
По подсчетам специалистов, за счет большей массы и скорости, кинетическая сила поражения у боеголовки BrahMos в 16 раз выше, чем у боеголовки американской крылатой ракеты Tomahawk.
Отличительной чертой российско-ин дийской ракеты является то, что она может запускаться изо всех положений - с воздуха, с поверхности земли и воды, а также из подводного положения.
Сухопутные силы Индии стали вторым по счету получателем BrahMos. Ранее ракеты этого типа поступили на вооружение военно-морских сил Индийской республики.
На МАКС-2001 были впервые продемонстрированы материалы о новом универсальном противокорабельном комплексе "БраМос" (сокращение, символизирующее слияние рек Брахмапутра и Москва), созданном одноименным совместным российско-индийским предприятием. Оно было создано в 1998 г., в соответствии с правительственными решениями Москвы и Дели. Его учредителями стали Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) Минобороны Индии и НПО машиностроения. Последнее для выполнения этого проекта получило на беспрецедентно большой срок - 7 лет - право самостоятельного осуществления ВТС с зарубежными странами. По словам исполнительного директора "БраМоса" доктор Сивахану Пиллей, создавая предприятие, стороны стремились объединить наработки, технологии и капиталы обоих государств, развивающих программы, не ограниченные режимом контроля за ракетными технологиями. Фирма получила значительные кредиты на создание новой системы: 122,5 млн. долл. из российского бюджета (по разделу "Международная деятельность" в 1999 г.) и 128 млн. долл. из бюджета Индии. В близкой пропорции распределены и пакеты акций "БраМоса". Российская сторона отвечает за создание собственно ракеты, Индия - системы управления.
Бизнес-план предприятия во многом определялся тем, что законодательство Индии позволяет гораздо эффективней использовать инвестируемые средства. В частности, пока не погашен кредит, предприятие не платит налогов. По оценке главы НПО машиностроения Герберта Ефремова, интенсивность разработки ракеты после организации СП возросла примерно в 10 раз.
Ускорению работ способствовала и высокая степень унификации между ПКР "Брамос" и российской ракетой "Яхонт". Основную часть технологий "БраМос" закупил у НПО машиностроения. Индийские специалисты, по словам доктора Пиллея, дорабатывают систему управления и программное обеспечение. В ходе серийного производства, которое начнется в 2003 г., "БраМос" будет получать примерно половину компонентов ракет с оренбургского НПО "Стрела", а остальные (в частности, электронику) закупать у индийских субподрядчиков. Мощности заводов позволяют выпускать до 200 изделий в год.
Над этой ракетой, получившей индийское обозначение PJ-10, трудились и десятки субподрядчиков - лабораторий, институтов, предприятий в обеих странах. Причем только в индийской цепочке кооперации задействовано до 10 тысяч рабочих и инженеров, отметил доктор Пиллей.
Конструкционно российско-индийская ракета повторяет ПКР "Яхонт". Она оснащена СПВРД, имеет максимальную скорость М=2,5-2,8 и способна поражать цели на дальности до 300 км. К числу основных достоинств этой новинки специалисты относят сверхзвуковую скорость на всех участках полета, множественность траекторий, возможность стрельбы по всем азимутам. На большей части траектории ее наведение обеспечит инерциальная навигационная система, а на конечном участке полета - активная радиолокационная головка самонаведения. В конструкции ракеты реализованы решения по снижению радиолокационной заметности.
Старт ПКР выполняется вертикально из транспортно-пускового контейнера, который может быть размещен на борту надводного корабля, подводной лодки (из подводного положения) или на земле (на мобильной или шахтной высокозащищенной ПУ), а также с борта самолета. При этом варианты наземного, корабельного и лодочного базирования полностью идентичны, а авиационный вариант имеет небольшие отличия.
Система самонаведения обеспечивает поражение надводных, а также наземных радиолокационно-контрастных целей. В перспективе предполагается создание универсального варианта ракеты, способного поражать и маломерные наземные цели. Как отметил С.Пиллай, залп из 9 противокорабельных ракет "Брахмос" способен уничтожить соединение из трех надводных кораблей класса фрегат.
Ракета находится на стадии летных испытаний. Ее первый пуск состоялся 12 июня 2001 г. на полигоне Чандипур, расположенном в штате Орисса. Основным заказчиком ракеты стали ВМС Индии. Предполагается что ракетой PJ-10 будут оснащаться индийские АПЛ, а также надводные корабли класса "эскадренный миноносец" нового поколения. Кроме того, "БраМос" передал индийским ВВС предложения по установке PJ-10 на многоцелевые истребители Су-30МКИ, которые закупаются в России и будут выпускаться по лицензии на заводе компании HAL.
Глава "БраМоса" не исключил, что новую ракету закупит и российское Минобороны. Важнее другое: "БраМос", по словам доктора Пиллея, будет продавать PJ-10 "дружественным Индии и России третьим странам".
В этом, судя по всему, заключается одна из главных выгод России. Индия пользуется большим влиянием в Азии и может продвинуть новую ракету на те рынки, куда Россия пока не вхожа. В то же время PJ-10 может в некоторых случаях стать конкурентом "Яхонта". Такая ситуация беспокоит всех участников создания новой системы, тем более что соглашения о разграничении рынка между ними, по-видимому, нет.
Доктор Пиллей полагает, что "БраМос", в отличие от исходного варианта "Яхонта", более универсален, поскольку может поражать не только корабли, но и радиоконтрастные наземные объекты, такие, как нефтяные базы. В то же время шеф "БраМоса" заявил, что серьезных трений между партнерами не возникнет.