Традиционно тесные отношения связывают Брянский автозавод с Министерством обороны
России. Для его нужд завод освоил выпуск пяти базовых моделей шасси и тягачей.
Степень унификации по узлам и агрегатам достигает 90%, что значительно упрощает
эксплуатацию, обслуживание, ремонт и обеспечение запасными частями.
|
|
| БАЗ-6910 Шасси высокой проходимости
|
ОАО «Брянский завод колесных тягачей» образован в июне 1998 года в результате реструктуризации Брянского автомобильного завода, основанного в 1958 году.
45-летний опыт работы в области изготовления техники позволил разработать и испытать более 70 модификаций шасси, из них 36 внедрено в серийное производство. На шасси БАЗ монтировались комплексы различного назначения: «Луна», «Редут», «Рейс», «Оса», «Точка», «Ока», «Маневр» и другие, находящиеся на вооружении не только в Российской Федерации, но и более чем в 20 странах мира. Надежность автомобилей с маркой БАЗ подтверждена многолетним опытом их эксплуатации.
В настоящее время ОАО «БЗКТ» является одним из производителей большегрузных колесных шасси для нефтегазового комплекса России. На базе шасси БАЗ Кунгурским машиностроительным заводом смонтированы установки для ремонта и бурения нефтяных скважин А60/80, АРБ-100, МБУ-125, Санкт-Петербургским машиностроительным заводом – установки УПА-60/80. На шасси БАЗ выпускаются трубоплетевозы, автоцистерны, топливозаправщики, цементировочные агрегаты.
С 2001 года ОАО «БЗКТ» совместно с ОАО «Автокран» входит в «Независимую Ассоциацию Машиностроителей». Благодаря этому сотрудничеству разработаны и серийно выпускаются автокраны грузоподъемностью 32 и 50 тонн на шасси БЗКТ. Ведутся работы по созданию первого в России 100-тонного крана.
Завод обеспечивает сервисное обслуживание продукции, поставку запасных частей, оказывает помощь в обучении обслуживающего персонала.
ОАО «БЗКТ» постоянно работает над повышением технического уровня и улучшением качества выпускаемой продукции. На предприятии действует система управления качеством ISO 9001 (сертификат № 0083/OM от 27.12.2002).
Предприятие имеет собственное механообрабатывающее, инструментальное, прессовое, металлургическое производства. Такая структура завода позволяет в максимально короткие сроки создавать новые виды выпускаемой продукции.
| Тягач БАЗ-6306У с удлиненной кабиной
|
Продукция Брянского автозавода, колесные тягачи, была известна большинству неспециалистов главным образом по военным парадам на Красной площади. Затем, на волне конверсии, тягачи пытались заменить развозным фургоном грузоподъемностью 1,5 т, но дальше опытных образцов дело не пошло. Что, пожалуй, и к лучшему: уникальное производство удалось сохранить, а конструкторы завода за последние годы радикально обновили и многократно расширили гамму БАЗов. (Кстати, предприятие сейчас официально называется ОАО "Брянский завод колесных тягачей".)
Все модели автомобилей БАЗ в значительной степени унифицированы между собой по узлам, агрегатам, большинству технических решений и составляют единый модельный ряд, в котором потребителю легко выбрать транспортное средство для выполнения соответствующих задач. Условно этот ряд можно разделить на три семейства: трехосные, четырехосные и многоосные.
Семейство трехосных БАЗов включает три модели, различающиеся размерами, грузоподъемностью и назначением. Так, шасси БАЗ-69095 длиной 10,92 м имеет собственную массу 14775 кг, базу 5070 + + 1450 мм и монтажную длину рамы 7010 мм. Оно предназначено под монтаж оборудования массой до 14,25 т. БАЗ-690951 — укороченная модификация: ее база — 4040 + 1450 мм, длина —9,1м. Собственная масса автомобиля — 13,3 т, он способен нести оборудование до 16,2 т. На базе короткого шасси выпускается седельный тягач БАЗ-6402 для буксировки полуприцепов массой до 30 т с нагрузкой на седельно-сцепное устройство до 12,5 т.
Автомобили семейства оснащаются турбонаддувными дизелями ЯМЗ-8424 (мощность — 343 кВт, или 470 л. с.) и ЯМЗ-238Д-24 (243 кВт, или 330 л. с.). Первый комплектуется двухдисковым сцеплением мод. ЯМЗ-151 и девятиступенчатой коробкой передач ЯМЗ-202, второй — сцеплением мод. ЯМЗ-183 и восьмиступенчатой коробкой ЯМЗ-238М5. Раздаточная коробка — двухступенчатая (1,09 и 1,36) с принудительно блокируемым дифференциалом. Аналогичные дифференциалы установлены также в главных передачах второй и третьей осей. Передаточные числа главных передач — 2,47, колесных редукторов — 3,36.
| Шасси высокой проходимости БАЗ-6909
|
Подвеска всех колес — независимая; подвеска передних колес — двухторсионная, с амортизаторами, задних — комбинированная: нижние рычаги — на торсионах, верхние — на рессорах и балансирах. Шины — радиальные, размера 21,5 R 21 (1350 х 550-533Р) мод. ИД-370.
В семействе автомобилей 8х8— семь моделей. Самое короткое шасси имеет базу 1850 + 2700 + 1450 и выпускается в двух вариантах — седельный тягач БАЗ-6403 и бортовой балластный тягач БАЗ-63064. Их назначение — буксировка соответственно полуприцепа массой до 70 т с нагрузкой на седельно-сцепное устройство до 19 т (полная масса автопоезда для дорог с твердым покрытием — 88 т, для бездорожья — 50) и прицепа массой до 50 т (на бездорожье — 15т). Балластный тягач, кроме того, может перевозить в кузове 18т груза и использоваться в качестве аэродромного тягача для буксировки самолетов массой до 115 т.
Для изделий, предназначенных под монтаж объектов вооружения и военной техники, предусматривается изготовление кабин, обеспечивающих заданный уровень защиты от оружия массового поражения и стрелкового оружия, а также возможность размещения дополнительного оборудования. Поэтому на армейских машинах семейства «Вощина-1» применяются кабины двух вариантов по объему — с однорядным и двухрядным расположением сидений и трех типов по степени защиты — (каркасная кабина, каркасная со съемной броней, цельносварная бронекабина). При этом сохраняются одинаковыми элементы крепления кабин одного объема, чем обеспечивается их взаимозаменяемость.
Первую каркасную кабину малого объема установили на седельном тягаче БАЗ6402 (6х6), изготовленном по заказу военного ведомства. Нагрузка на седло составляет 11,5 т, полная масса полуприцепа — 29,5 т. Помимо 470-сильного дизеля ЯМЗ-8424.10-033, автомобиль, как и большинство других моделей, выпускаемых для нужд Министерства обороны, оснащается таким же по мощности двигателем ЯМЗ-8492.10. От обычных силовых установок он отличается наддувным высотным корректором, позволяющим эксплуатировать технику на высоте до 4650 м над уровнем моря. В поддоне мотора смонтирована система прогрева коленчатого вала горячим маслом перед пуском зимой. Кроме того, имеются две независимые системы пуска — обычная (с помощью электростартера) и дополнительная (с использованием пневмостартера) оригинальной конструкции. Дизель компонуется с коробкой передач ЯМЗ-2394. Глубина преодолеваемого брода достигает 1,4 м. БАЗ-6402 поставляется под монтаж пусковой и транспортной установок модернизированной зенитно-ракетной системы С-300.
| БАЗ-6402 с бронированной кабиной (С-400 Триумф)
|
Шасси БАЗ-69092 (6х6) грузоподъемностью 14,2 т может оснащаться одним из двух 450-сильных дизелей — ЯМЗ-8424.10-032 или ЯМЗ-8491.10. Последний обладает таким же составом дополнительных агрегатов, как и модель ЯМЗ-8492.10.
Четырехосный седельный тягач БАЗ-6403 (8х8) способен буксировать полуприцепы полной массой до 40,9 т, при этом нагрузка на седло достигает 20 т. Силовой агрегат включает 470-сильный дизель ЯМЗ-8424-033 и коробку передач ЯМЗ-2393.
Шасси высокой проходимости БАЗ-6909 (8х8) способно транспортировать до 22 т полезной нагрузки. Увеличение расстояния между первой и второй осями до 2200 мм позволило разместить глушитель слева под мотоотсеком, что значительно снизило уровень внешнего и внутреннего шума. При создании версии для размещения комплекса «Панцирь-С» применена система вывешивания автомобиля на гидродомкратах при стрельбе.
На балластном тягаче БАЗ-6306 установлена сварная бронированная кабина. Эта четырехосная машина предназначена для перевозки в кузове грузов массой до 19,5 т и буксировки прицепных систем полной массой до 15 т по всем видам дорог и бездорожью. Автомобиль может использоваться и в качестве аэродромного тягача для буксировки самолетов массой до 50 т.
Модификация этой модели — БАЗ-6306У (6х6) оборудована увеличенной семиместной кабиной для размещения артиллерийского расчета.
Шасси БАЗ-6910 (8х8) грузоподъемностью 19–21 т оснащено цельносварной бронированной кабиной увеличенного объема, в которой можно разместить дополнительное оборудование, установить второй ряд сидений или оборудовать спальные места для экипажа. Для улучшения условий работы экипажа во всех климатических зонах кабину снабдили автономным отопителем и кондиционером. Благодаря дизелям семейства ЯМЗ-849 мощностью 470–500 л. с., высокой грузоподъемности и способности передвигаться в любых дорожных условиях и по бездорожью, БАЗ-6910 применяется в качестве транспортной базы для радиолокационных станций и эвакуаторов. В частности, машина оснащается унифицированным модульным кузовом-фургоном К6909, в котором размещается оперативный состав командных пунктов управления.
|